Проблема оценки готовности к введению профильного обучения

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Проблема оценки готовности к введению профильного обучения

Страница 5

5. Индикаторы времени. Введение профильного обучения и подготовка к нему – процессы, требующие определенного времени. Как уже отмечалось, если имеет место спешка и искусственное форсирование перехода на профильное обучение, возникает риск низкого качества, а то и профанации перехода на профильное обучение. Но и растягивать эти процессы на неопределенный срок также неразумно. Поэтому необходимо всегда увязывать достижение неких главных и промежуточных целей со временем.

В ходе исследования нами сформулирован набор требований к индикаторам, которые должны использоваться в рамках системы мониторинга готовности к введению ППП и ПО:

– способность отражать значимые, ключевые характеристики оцениваемых параметров;

– возможность назначения целевых значений индикатора;

– соответствие особенностям уровней системы образования;

– экономичность и минимизация системы индикаторов с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;

– инструментальность и технологичность используемых индикаторов (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

– целостность и взаимодополняемость индикаторов;

– удобство применения и возможность использования индикаторов как во внешней оценке готовности к введению ПО, так и для самооценки, внутреннего мониторинга и экспертизы.

Индикаторы, характеризующие готовность образовательной системы (региональной, муниципальной, школьной) к введению ПО, представлены в таблице 17.

Таблица 17 Индикаторы, характеризующие готовность образовательной системы к введению профильного обучения

Укрупнённая группа индикаторов

Индикаторы готовности

1. Готовность нормативной базы ПО

1.1. Наличие легитимно принятых и утвержденных нормативных актов (регионального / муниципального/ школьного уровня), регламентирующих:

1.1.1. Общие вопросы организации ППП и ПО;

1.1.2. Содержание, технологии и методическую поддержку введения ППП и ПО;

1.1.3. Вопросы организации текущей и итоговой аттестации учащихся;

1.1.4. Вопросы транспортировки, обеспечения питания, безопасности и охраны здоровья учащихся при сетевой модели ПО;

1.1.5. Вопросы кадрового обеспечения ПО;

1.1.6. Финансово-экономические вопросы;

1.1.7. Вопросы управленческого сопровождения ПО.

1.2. Полнота номенклатуры нормативных актов (рекомендуемая номенклатура отработана в ходе эксперимента по введению ПО)

1.3. Наличие / отсутствие и количество важных вопросов, не урегулированных созданной нормативной базой

1.4. Количество и процент от потребности нормативных актов

1.5. Действенность нормативных актов

2. Готовность к использованию имеющейся образовательной сети и инфраструктуры, аудиторного фонда и создание новых локальных образовательных сетей для организации ПО

2.1. Наличие достаточной инфраструктуры и аудиторного фонда для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в соответствии с избранными в регионе моделями организации ПО

2.2. Количество и доля от потребности местных образовательных сетей / школы для организации ПО

2.3. Мощность сети, количество и доля от потребности ученических мест в ОУ и их сетях, созданных для организации ПО (в целом и по отдельным профилям обучения)

2.4. Наличие регламентов сетевого взаимодействия

2.5. Количество и процент обучающихся, которым предоставлена транспортная доступность для получения услуг ПО (для регионального уровня, в том числе – в городе и на селе)

3. Готовность структурно-институциональных ресурсов перехода на ПО

3.1. Наличие ресурсного центра ПО

3.2. Укомплектованность центра необходимыми ресурсами

3.3. Наличие общественно-государственного органа содействия введению ПО

3.4. Наличие, количество и процент от потребности муниципальных и школьных команд введения ПО

3.5. Наличие информационного ресурса как виртуального института поддержки введения профильного обучения

4. Готовность концептуальных, научно-методических ресурсов

4.1. Наличие модели и/или концепции перехода на ПО, методических рекомендаций по переходу на профильное обучение, примерных региональных, муниципальных, школьных программ перехода на профильное обучение, типовых образовательных программ и программ развития школ, осуществляющих профильное обучение

4.2. Наличие модели научного консультирования и сопровождения введения профильного обучения в регионе, районе школе

4.3. Наличие инфраструктуры изучения, обобщения и распространения опыта введения ПО

4.4. Наличие закрепления ответственности научно-методических кадров за оказание консультационных услуг в области ПО

5. Готовность программно-методических ресурсов

5.1. Наличие утвержденного регионального БУПа

5.2. Количество и процент от потребности учебных программ профильного уровня ППП и ПО (в целом и по отдельным профилям)

5.3. Количество и процент от потребности учебных программ базового уровня ППП и ПО (в целом и по отдельным профилям)

5.4. Количество и процент от потребности учебных программ элективных курсов (в целом и по отдельным профилям)

5.5. Количество и процент от потребности учебников и учебных пособий для ПО (в целом и по отдельным профилям)

5.6. Количество и процент от потребности учебных пособий для самостоятельной работы учащихся (в целом и по отдельным профилям)

5.7. Количество и процент от потребности методических пособий и рекомендаций для учителей (в целом и по отдельным профилям)

5.8. Обеспеченность методиками диагностики обученности учащихся в системе ПО (количество и процент от потребности)

5.9. Обеспеченность рекомендациям по контролю и оценке достижений учащихся в системе ПО (количество и процент от потребности)

6. Готовность кадровых ресурсов

6.1. Количество и удельный вес педагогических работников, прошедших подготовку, профессиональную переподготовку или повышение квалификации для работы в системе ПО (в целом и отдельно по разным группам образовательных программ)

6.2. Количество и удельный вес методических кадров, прошедших подготовку, профессиональную переподготовку или повышение квалификации для работы в системе ПО (в целом и отдельно по разным группам образовательных программ)

6.3. Количество и удельный вес управленческих кадров, прошедших подготовку, профессиональную переподготовку или повышение квалификации для работы в системе ПО (в целом и отдельно по разным группам образовательных программ)

6.4. Количество и удельный вес кадров с высокой ценностной готовностью к введению ПО

6.5. Количество и удельный вес кадров с высокой мотивационной готовностью к введению ПО

6.6. Количество и удельный вес кадров с высокой исполнительской готовностью к введению ПО

6.7. Количество и удельный вес кадров, имеющих опыт работы в системе ПО

6.8. Количество и процент от потребности специалистов, призванных осуществлять сопровождение введения ПО

7. Готовность кадровой инфраструктуры

7.1. Наличие у учреждений системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования функций и контрольных цифр по подготовке кадров для системы ПО

7.2. Мощность инфраструктуры работы с кадрами, количество и процент от потребности учебных мест

7.3. Количество утвержденных образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования

7.4. Количество и процент от потребности слушателей, прошедших подготовку различных уровней

7.5. Действенность работы с кадрами

8. Готовность материально-технических ресурсов

8.1. Количество и процент от потребности ОУ, оснащенных оборудованием и средствами обучения, необходимыми для ПО

8.2. Количество и процент от потребности транспортных средств, используемых для подвоза учащихся

8.3. Количество и процент от потребности водителей соответствующей квалификации и лимитов на ГСМ

9. Готовность информационного, рекламного и PR-сопровождения

9.1 Количество и процент от потребности участников образовательного процесса, достаточно информированных о цели, задачах, преимуществах ПО

9.2. Наличие информационных ресурсов и каналов, систематически занимающихся информационным, рекламным и PR-сопровождением введения ПО

10. Готовность финансовых ресурсов

10.1. Наличие расчета потребностей в финансовых ресурсах на введение ПО, учитывающей все основные статьи расходов

10.2. Наличие утвержденной схемы финансирования основных расходов по введению ПО с учетом бюджетов всех уровней и внебюджетных средств

10.3. Наличие включенности вопросов финансирования введения ПО в среднесрочные региональные программы развития региона (района, школы или системы образования)

10.4. Объемы и процент от потребности финансовых ресурсов, необходимых для введения ПО (в целом и по главным статьям расходов)

11. Коммуникационная готовность

11.1. Наличие связей с федеральными и региональными структурами и конкретными специалистами, обеспечивающими ресурсное и управленческое сопровождение введения ППП и ПО в регионе, районе, школе

12. Управленческая готовность

12.1. Наличие документированной региональной / муниципальной/ школьной модели управления введением ППП и ПО, содержащей распределение целей, функций управления, описание организационной структуры, регламентов и механизмов управления и встроенной в программу введения профильного обучения

12.2. Наличие региональной / муниципальной / школьной системы мотивации, стимулирования и поддержки кадров к введению ППП и ПО

12.3. Владение системой индикаторов оценки готовности к введению ППП и ПО и использование этой системы

12.4. Наличие в регионе / районе / школе системы мониторинга и оценки готовности к введению ПО

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Организация внеклассной работы по русскому языку
В Основных направлениях реформы общеобразова­тельной и профессиональной школы сказано: «Свобод­ное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различн ...

Что составляет экологическую культуру
Слово <<экология>> и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Обычно под <<экологическим воспитанием>> понимают воспитание любви к природе. Действительно – это составная часть такого воспитания, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомн ...

Традиционное исполнение холодного батика
Техника холодного батика отличается от горячего не только температурой резерва. Изменились и сам состав, и инструменты для его нанесения, и стиль росписи. Этот способ несколько ограничивает свободу художника. Так как все детали рисунка имеют контурную обводку холодным резервом и расписываются краск ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru