Проблема оценки готовности к введению профильного обучения

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Проблема оценки готовности к введению профильного обучения

Страница 5

5. Индикаторы времени. Введение профильного обучения и подготовка к нему – процессы, требующие определенного времени. Как уже отмечалось, если имеет место спешка и искусственное форсирование перехода на профильное обучение, возникает риск низкого качества, а то и профанации перехода на профильное обучение. Но и растягивать эти процессы на неопределенный срок также неразумно. Поэтому необходимо всегда увязывать достижение неких главных и промежуточных целей со временем.

В ходе исследования нами сформулирован набор требований к индикаторам, которые должны использоваться в рамках системы мониторинга готовности к введению ППП и ПО:

– способность отражать значимые, ключевые характеристики оцениваемых параметров;

– возможность назначения целевых значений индикатора;

– соответствие особенностям уровней системы образования;

– экономичность и минимизация системы индикаторов с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;

– инструментальность и технологичность используемых индикаторов (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

– целостность и взаимодополняемость индикаторов;

– удобство применения и возможность использования индикаторов как во внешней оценке готовности к введению ПО, так и для самооценки, внутреннего мониторинга и экспертизы.

Индикаторы, характеризующие готовность образовательной системы (региональной, муниципальной, школьной) к введению ПО, представлены в таблице 17.

Таблица 17 Индикаторы, характеризующие готовность образовательной системы к введению профильного обучения

Укрупнённая группа индикаторов

Индикаторы готовности

1. Готовность нормативной базы ПО

1.1. Наличие легитимно принятых и утвержденных нормативных актов (регионального / муниципального/ школьного уровня), регламентирующих:

1.1.1. Общие вопросы организации ППП и ПО;

1.1.2. Содержание, технологии и методическую поддержку введения ППП и ПО;

1.1.3. Вопросы организации текущей и итоговой аттестации учащихся;

1.1.4. Вопросы транспортировки, обеспечения питания, безопасности и охраны здоровья учащихся при сетевой модели ПО;

1.1.5. Вопросы кадрового обеспечения ПО;

1.1.6. Финансово-экономические вопросы;

1.1.7. Вопросы управленческого сопровождения ПО.

1.2. Полнота номенклатуры нормативных актов (рекомендуемая номенклатура отработана в ходе эксперимента по введению ПО)

1.3. Наличие / отсутствие и количество важных вопросов, не урегулированных созданной нормативной базой

1.4. Количество и процент от потребности нормативных актов

1.5. Действенность нормативных актов

2. Готовность к использованию имеющейся образовательной сети и инфраструктуры, аудиторного фонда и создание новых локальных образовательных сетей для организации ПО

2.1. Наличие достаточной инфраструктуры и аудиторного фонда для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в соответствии с избранными в регионе моделями организации ПО

2.2. Количество и доля от потребности местных образовательных сетей / школы для организации ПО

2.3. Мощность сети, количество и доля от потребности ученических мест в ОУ и их сетях, созданных для организации ПО (в целом и по отдельным профилям обучения)

2.4. Наличие регламентов сетевого взаимодействия

2.5. Количество и процент обучающихся, которым предоставлена транспортная доступность для получения услуг ПО (для регионального уровня, в том числе – в городе и на селе)

3. Готовность структурно-институциональных ресурсов перехода на ПО

3.1. Наличие ресурсного центра ПО

3.2. Укомплектованность центра необходимыми ресурсами

3.3. Наличие общественно-государственного органа содействия введению ПО

3.4. Наличие, количество и процент от потребности муниципальных и школьных команд введения ПО

3.5. Наличие информационного ресурса как виртуального института поддержки введения профильного обучения

4. Готовность концептуальных, научно-методических ресурсов

4.1. Наличие модели и/или концепции перехода на ПО, методических рекомендаций по переходу на профильное обучение, примерных региональных, муниципальных, школьных программ перехода на профильное обучение, типовых образовательных программ и программ развития школ, осуществляющих профильное обучение

4.2. Наличие модели научного консультирования и сопровождения введения профильного обучения в регионе, районе школе

4.3. Наличие инфраструктуры изучения, обобщения и распространения опыта введения ПО

4.4. Наличие закрепления ответственности научно-методических кадров за оказание консультационных услуг в области ПО

5. Готовность программно-методических ресурсов

5.1. Наличие утвержденного регионального БУПа

5.2. Количество и процент от потребности учебных программ профильного уровня ППП и ПО (в целом и по отдельным профилям)

5.3. Количество и процент от потребности учебных программ базового уровня ППП и ПО (в целом и по отдельным профилям)

5.4. Количество и процент от потребности учебных программ элективных курсов (в целом и по отдельным профилям)

5.5. Количество и процент от потребности учебников и учебных пособий для ПО (в целом и по отдельным профилям)

5.6. Количество и процент от потребности учебных пособий для самостоятельной работы учащихся (в целом и по отдельным профилям)

5.7. Количество и процент от потребности методических пособий и рекомендаций для учителей (в целом и по отдельным профилям)

5.8. Обеспеченность методиками диагностики обученности учащихся в системе ПО (количество и процент от потребности)

5.9. Обеспеченность рекомендациям по контролю и оценке достижений учащихся в системе ПО (количество и процент от потребности)

6. Готовность кадровых ресурсов

6.1. Количество и удельный вес педагогических работников, прошедших подготовку, профессиональную переподготовку или повышение квалификации для работы в системе ПО (в целом и отдельно по разным группам образовательных программ)

6.2. Количество и удельный вес методических кадров, прошедших подготовку, профессиональную переподготовку или повышение квалификации для работы в системе ПО (в целом и отдельно по разным группам образовательных программ)

6.3. Количество и удельный вес управленческих кадров, прошедших подготовку, профессиональную переподготовку или повышение квалификации для работы в системе ПО (в целом и отдельно по разным группам образовательных программ)

6.4. Количество и удельный вес кадров с высокой ценностной готовностью к введению ПО

6.5. Количество и удельный вес кадров с высокой мотивационной готовностью к введению ПО

6.6. Количество и удельный вес кадров с высокой исполнительской готовностью к введению ПО

6.7. Количество и удельный вес кадров, имеющих опыт работы в системе ПО

6.8. Количество и процент от потребности специалистов, призванных осуществлять сопровождение введения ПО

7. Готовность кадровой инфраструктуры

7.1. Наличие у учреждений системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования функций и контрольных цифр по подготовке кадров для системы ПО

7.2. Мощность инфраструктуры работы с кадрами, количество и процент от потребности учебных мест

7.3. Количество утвержденных образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования

7.4. Количество и процент от потребности слушателей, прошедших подготовку различных уровней

7.5. Действенность работы с кадрами

8. Готовность материально-технических ресурсов

8.1. Количество и процент от потребности ОУ, оснащенных оборудованием и средствами обучения, необходимыми для ПО

8.2. Количество и процент от потребности транспортных средств, используемых для подвоза учащихся

8.3. Количество и процент от потребности водителей соответствующей квалификации и лимитов на ГСМ

9. Готовность информационного, рекламного и PR-сопровождения

9.1 Количество и процент от потребности участников образовательного процесса, достаточно информированных о цели, задачах, преимуществах ПО

9.2. Наличие информационных ресурсов и каналов, систематически занимающихся информационным, рекламным и PR-сопровождением введения ПО

10. Готовность финансовых ресурсов

10.1. Наличие расчета потребностей в финансовых ресурсах на введение ПО, учитывающей все основные статьи расходов

10.2. Наличие утвержденной схемы финансирования основных расходов по введению ПО с учетом бюджетов всех уровней и внебюджетных средств

10.3. Наличие включенности вопросов финансирования введения ПО в среднесрочные региональные программы развития региона (района, школы или системы образования)

10.4. Объемы и процент от потребности финансовых ресурсов, необходимых для введения ПО (в целом и по главным статьям расходов)

11. Коммуникационная готовность

11.1. Наличие связей с федеральными и региональными структурами и конкретными специалистами, обеспечивающими ресурсное и управленческое сопровождение введения ППП и ПО в регионе, районе, школе

12. Управленческая готовность

12.1. Наличие документированной региональной / муниципальной/ школьной модели управления введением ППП и ПО, содержащей распределение целей, функций управления, описание организационной структуры, регламентов и механизмов управления и встроенной в программу введения профильного обучения

12.2. Наличие региональной / муниципальной / школьной системы мотивации, стимулирования и поддержки кадров к введению ППП и ПО

12.3. Владение системой индикаторов оценки готовности к введению ППП и ПО и использование этой системы

12.4. Наличие в регионе / районе / школе системы мониторинга и оценки готовности к введению ПО

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Руководство сюжетно-ролевой игрой
В условиях детского сада игра — одна из форм организации жизни детей, важное средство осуществления комплексного подхода к воспитанию ребенка, так как в игре прослеживается взаимосвязь разных видов детской деятельности, взаимно обуславливающих одна другую, — игра и труд, игра и занятие. Результаты ...

Особенности развития творческого воображения у детей с особыми образовательными потребностями
Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности. Процесс трудового воспитания тесно взаимосвязан с развитием сенсорно – перс ...

Классификации задержки психического развития
Существует несколько классификаций задержки психического развития. Первая клиническая классификация предложена Т.А. Власовой и М.С. Певзнер (1967). В данной классификации рассматриваются два варианта ЗПР. При первом варианте нарушения проявляются в эмоционально-личностной незрелости, вследствие пси ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru