Проблема оценки готовности к введению профильного обучения

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Проблема оценки готовности к введению профильного обучения

Страница 4

До установления набора (системы) индикаторов, свидетельствующих о характере протекания того или иного процесса или его промежуточных и итоговых результатах, необходимо сначала выделить наиболее значимые параметры оценки. Исходя из принятого нами за основу подхода, могут быть обозначены следующие основные и общие для разных уровней управления (региональный, муниципальный, школьный) параметры для оценки готовности к введению ППП и ПО.

Параметр 1 – готовность субъектов:

– ценностная готовность;

– мотивационная готовность;

– исполнительская готовность.

Параметр 2 – готовность необходимых условий и ресурсов:

– создание нормативной базы перехода на профильное обучение;

– использование имеющейся образовательной сети и инфраструктуры, аудиторного фонда и создание новых локальных образовательных сетей для организации профильного обучения;

– создание структурно-институциональных ресурсов перехода на профильное обучение;

– создание и использование концептуальных ресурсов;

– разработка и использование программно-методического обеспечения;

– подготовка, переподготовка, повышение квалификации, профессиональное развитие и целесообразная расстановка кадров, призванных организовывать, осуществлять, обеспечивать, сопровождать переход на профильное обучение;

– материально-техническое обеспечение, привлечение и использование оборудования, средств обучения, транспортных средств и т.д.;

– информационное обеспечение;

– рекламное и PR-сопровождение перехода на профильное обучение;

– финансовое обеспечение;

– управленческое сопровождение.

Такой набор параметров представляется достаточно полным. Включенные в него параметры-переменные предоставляют (хотя и в неодинаковой степени) возможность сбора отражающих их состояние данных и возможность осуществления на этой основе качественной и (или) количественной оценки, позволяющей при введении соответствующих индикаторов сделать обоснованные выводы о готовности региональной образовательной системы и ее отдельных сторон к введению ППП и ПО.

Дальнейшим естественным шагом разработки системы оценки готовности образовательных систем к введению ППП и ПО стала разработка набора индикаторов введения профильного обучения. При этом в набор индикаторов были включены следующие виды индикаторов (по А.М. Моисееву [301]).

1. Индикаторы наличия. О готовности к введению ПО в ряде случаев можно судить по наличию или отсутствию определенных ресурсов, результатов и т.д.

2. Индикаторы количества. В случаях, когда информации о наличии определенных фактов недостаточно для выводов о готовности образовательной системы к введению ПО, полезно использовать конкретизирующие образ ситуации количественные показатели.

3. Индикаторы качества. В случаях, когда с формальной и количественной стороной дела все обстоит более или менее благополучно, может возникать необходимость оценки качества разных предпосылок готовности к введению профильного обучения. Показатели качества обычно связаны с уровнем реализации определенных значимых требований, со степенью соответствия реальной ситуации этим требованиям. Использование таких индикаторов предполагает, как минимум, наличие сформулированных нормативных требований к разным сторонам готовности системы к введению профильного обучения. Показатели качества при определенных условиях могут быть выражены и в количественной форме. Например, если при оценке регионального плана введения профильного обучения (как составной части нормативно-правового и документационного обеспечения) фиксируется соответствие требованиям к такому плану по 10 позициям из 20, можно говорить о том, что на достаточном качественном уровне выполнены 50% требований к плану.

4. Индикаторы эффективности / экономичности. С учетом немалых ресурсных затрат на введение профильного обучения и нежелательности решения этой задачи "любой ценой" важно оценивать также рациональность, эффективность, экономичность расходов используемых ресурсов. Здесь речь может идти об индикаторах, отражающих отношение полученного эффекта к затратам или отношение реальных затрат к нормативно установленным рациональным затратам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Особенности развития подростка
Подростковый возраст — это возраст от 10-11 до 15 лет. Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток — полуребенок и полувзрослый: детство уж ...

Нравственное воспитание младших школьников
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездух ...

Организация и методика экспериментального исследования психомоторного и речевого развития детей раннего возраста в условиях дома ребенка
Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста строится на диагностической основе. Диагностический блок занимает особое место в педагогическом процессе и играет роль индикатора результативности коррекционно-развивающего и образовательно-воспитательного воздействия. Диагностика в свою ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru