Проблема оценки готовности к введению профильного обучения

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Проблема оценки готовности к введению профильного обучения

Страница 3

Анализ практики различных регионов Российской Федерации показывает, что введение ППП и ПО должно проходить по мере готовности образовательных систем. Это требует соответствующих инструментов, среди которых следует выделить два взаимосвязанных:

– индикативное планирование введения ППП и ПО;

– мониторинг готовности к введению ППП и ПО.

Индикативное планирование – тип, способ планирования, противопоставляемый обычно жесткому директивному типу планирования и предполагающий, в частности, выделение главных оцениваемых параметров и индикаторов, планирующих желаемое состояние объекта (предмета) планирования, а также последующее отслеживание и оценку его реального состояния в соотнесении с целевым . В рассматриваемом нами случае параметры и индикаторы могут относиться как к оценке собственно введения профильного обучения, так и к оценке готовности системы (школы) к такому введению (А.М. Моисеев, С.С. Кравцов).

Предмет индикативного планирования – система, явление, процесс, по отношению к функционированию, стабилизации и развитию которого осуществляются действия планирования (мониторинга, оценки). В данном случае таким предметом является введение профильного обучения (переход на профильное обучение) в системе общего образования, а в более широком понимании – обозначенное масштабное нововведение и его социальное окружение, контекст, в котором оно осуществляется.

Мониторинг – наблюдение за каким-либо процессом в динамике с целью выявления его соответствия желаемому результату; система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о функционировании образовательной системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития.

В концептуальных и программных материалах по введению ППП и ПО большинства экспериментальных регионов организация мониторинга готовности образовательных систем к введению ППП и ПО не предусмотрена.

Опыт ряда регионов РФ показывает, что "в территориях, где были также определены критерии и показатели по отношению к образовательному учреждению, а у образовательного учреждения по отношению к отдельным педагогам – достигнуты положительные результаты". Таким образом, вопрос эффективности мониторинга – это в значительной степени вопрос о качестве критериев мониторинга, показателей и соответствующих им индикаторов.

Оцениваемые параметры – отдельные значимые стороны, компоненты, аспекты, характеристики, переменные предмета планирования (мониторинга, оценки), специально выделяемые и отражаемые в индикативном плане и являющиеся основой для установления характерных индикаторов. Оцениваемые параметры обычно определяются путем системного анализа предмета планирования, выявляющего его ключевые компоненты, аспекты, важнейшие характеристики без потери целостности объекта.

Данные – первичная основа для получения значимой информации о предмете планирования и окружающей его среде, преобразуемой в требуемые (нормативные, плановые) характеристики этого предмета или служащие основой для выводов о его состоянии в соотнесении с поставленными целями. В общем массиве данных выделяют релевантные данные, подходящие для выводов, относящиеся к делу, в отличие от избыточных, ненужных, не соответствующих решаемой задаче данных.

Индикатор – доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта; в экспериментальной ситуации индикаторы замещают, обнаруживают и представляют другие характеристики измеряемого объекта, обычно недоступные наблюдению. Существенно наличие связи "Индикатор – характеристика". Система индикаторов – взаимосвязанная совокупность индикаторов, позволяющая получать необходимую и достаточную информацию о состоянии оцениваемых параметров и предмета планирования (мониторинга, оценки) в целом. Значения индикаторов – количественные величины или качественные характеристики, описывающие конкретное состояние индикатора. Единица измерения – количественное или качественное выражение оцениваемых параметров и индикаторов, соответствующее их специфическому характеру и позволяющее выявить, измерить и оценить его состояние. Целевые значения индикаторов – значения индикаторов, соответствующие поставленным целям и свидетельствующие об их достижении. Достижение целевых значений индикаторов является признаком, на основании которого осуществляется оценка ситуации, или – критерием оценки (в нашем случае – оценки готовности образовательной системы к введению ППП и ПО).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Принцип единства требовательности и уважения к личности воспитанника
Требования этого принципа могут быть рассмот­рены и в структуре принципа гуманистическом целенаправленности воспитания: воспитание немыслимо без предъявления требо­ваний, но эти требования должны быть гуманными, предъявлять­ся к воспитаннику не только в интересах общества, но и в интересах самого в ...

Управление учебным процессом в средних школах и ПТУ
Общие основы управления образованием. Понятие об управлении и руководстве Содержание понятия об управлении и руководстве образованием в педагогической теории к руководству является частным понятием и его функцией; другие предполагают, что руководство образования - сферой деятельности совершенствова ...

Характеристика контингента и методы экспериментального исследования наглядно-образного мышления
Цель эксперимента: Выявить особенности наглядно-образного мышления учащихся с умственной отсталостью на уроках швейного дела. Задачи эксперимента: Проанализировать научно-методическую литературу по организации и проведению обследования мышления учащихся с умственной отсталостью. Ознакомиться с хара ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru