Проблема оценки готовности к введению профильного обучения

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Проблема оценки готовности к введению профильного обучения

Страница 2

Также "к наиболее значимым проблемам профильного обучения следует отнести: …неразработанность эффективных моделей профильного обучения в малокомплектных сельских школах; …отсутствие обязательных требований к результатам профильного обучения; отсутствие критериев эффективности профильного обучения и системы мониторинга; недостаточное обеспечение массовых общеобразовательных учреждений вариативными учебниками и учебными пособиями; неэффективность системы подготовки и повышения квалификации педагогов для работы в профильных классах; недостаточность научно-методического обеспечения содержания и технологий профильного обучения; слабая материально-техническая база профильного обучения, особенно для технологического, естественнонаучного и физико-математического профилей".

Как показывает анализ многочисленных документов регионального, муниципального и школьного уровня управления по введению ППП и ПО, унифицированным показателем готовности образовательной системы к введению данной инновации выступает отчёт руководителя (школы, муниципального района) о готовности. При этом остаются нерешёнными два существенных вопроса:

1.Каковы объективные критерии готовности образовательной системы к введению ППП и ПО? (Очевидно, что ни факт проведения запланированных мероприятий "по подготовке к ведению ПО", ни оценку руководителя образования нельзя считать таковыми).

2.Какие управленческие решения должны приниматься, если готовность образовательной системы к введению ППП и ПО всё-таки окажется недостаточной? (В цитированных выше документах не только не содержится ответа на этот вопрос, но и вовсе не предусмотрен такой вариант).

Обозначенные отрицательные моменты связаны с тем, что на практике управление введением ППП и ПО исходит из ошибочной концептуальной посылки о том, что введение профильного обучения должно осуществляться фронтально, т.е. без учёта реальной готовности к этому системы образования (региональной, муниципальной, школьной). Такой подход характерен для особой модели управления введением и распространением ППП и ПО, которую можно обозначить как "модель прямого управления".

Данная модель характеризуется следующими особенностями:

– для оперативного руководства процессами внедрения и распространения инновации в штате органа управления образованием назначается какое-либо одно административное лицо (как правило, заместитель руководителя, реже – сам руководитель);

– планирование осуществляется административным лицом как оперативное; долгосрочные планы носят вспомогательных характер; стратегическое планирование не используется;

– в ряде случаев при административном лице создаётся орган оперативного управления, включающий представителей технических работников органа управления образованием, а также представителей субъекта управления (например, руководители муниципальных органов управления образованием или директора школ); этот коллективный орган может носить совещательный характер, но используется в основном для решения технических вопросов;

– все управленческие решения принимаются ответственным административным лицом, делегирование полномочий и ответственности не осуществляется, все вопросы, связанные с отклонением от общей линии, требуют обязательного согласования с данным лицом;

– решения принимаются в порядке оперативного реагирования на поступающую информацию по линии обратной связи; эти решения носят по преимуществу директивный характер ("усилить…", "обязать…", "повысить…" и т.п.);

– оценка эффективности управления осуществляется в первую очередь по поверхностным показателям, приведённым в количественный вид ("инновация внедрена в пяти школах района", "инновацией охвачено 55% учащихся"), или по субъективным оценкам руководителя, при этом объективные качественные показатели, как правило, игнорируются.

Для введения ППП и ПО "модель прямого управления" малоэффективна. Очевидность этого положения связана с тем, что современным законодательством за региональным уровнем управления образованием сохранены лишь крайне ограниченные возможности "прямого управления", связанные с определением регионального компонента БУП и выделением субвенций. Все остальные функции по управлению развитием регионального образования, в том числе и с введением и распространением ППП и ПО, могут осуществляться региональным органом управления образованием лишь через создание соответствующих условий. Это относится и к муниципальному органу управления образованием. "Модель прямого управления" может быть использована для введения ППП и ПО лишь на уровне отдельной школы, в особо сложных ситуациях (школа-новостройка, не имеющая сформировавшегося ядра педколлектива и т.д.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Экспериментальное изучение проблемы нарушения грамматического строя речи у детей с III уровнем ОНР у детей
Основные направления коррекционной работы по формированию грамматического строя речи у детей с III уровнем ОНР. Формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться различные педагогическ ...

Характеристика состояния морфологических навыков у детей среднего дошкольного возраста
Выявление уровня сформированности у детей морфологической стороны речи является необходимым условием организации целенаправленной систематической работы по речевому воспитанию, её прогнозированию. Изучение детской речи проводилось на основе хорошего знания содержания программных требований по форми ...

Анализ результатов эмпирического исследования аспектов формирования социально-профессиональной компетенции в учреждениях начального профессионального образования
Эмпирической базой исследования стал Курский Торгово-Экономический колледж. В исследовании приняли участие 87 человек. Учащиеся первого курса групп 1 ТОВ «А» и 1ОРГ «А» и третьего - группы 3 ТОВ «А» и 3 ОРГ «А». Используя данные, полученные в ходе исследования (Приложение1 таблица 6, 7, 8, 9) мы пр ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru