Проблема оценки готовности к введению профильного обучения

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Проблема оценки готовности к введению профильного обучения

Страница 1

Под готовностью к введению профильного обучения будем понимать состояние образовательной системы (региональной, муниципальной, школьной), характеризуемое наличием в ней необходимых и достаточных условий (ресурсов, возможностей) внутреннего и внешнего характера, позволяющих в разумные сроки обеспечить на достойном качественном уровне и при рациональном расходовании ресурсов, времени и усилий участников образовательного процесса успешное (а на региональном и муниципальных уровнях и массовое) введение ПО на старшей ступени общего образования.

Готовность образовательной системы (региональной, муниципальной, школьной) к введению ПО – сложное, объективно-субъективное образование. В его составе можно вычленить два основных компонента.

1. Готовность субъектов преобразований к решению задач введения ПО, которая в свою очередь, включает:

– ценностную готовность (субъект разделяет и принимает ценности и цели работы);

– мотивационную готовность (субъект стремится к достижению поставленных целей и задач);

– исполнительскую готовность (субъект обладает требуемой компетентностью – знаниями, умениями, навыками, качествами, необходимыми для решения задач).

2. Готовность ресурсов и условий, используемых субъектами (основные группы таких ресурсов и условий рассмотрены выше).

В ходе проведённого исследования было установлено, что готовность образовательной системы (региональной, муниципальной, школьной) к введению ПО имеет смысл рассматривать в строгой привязке к конкретному времени и на различных качественных уровнях:

– высокий уровень – полная готовность, когда имеются все необходимые и достаточные условия и речь идет только о времени, которое требуется для массового перехода на ПО;

– средний уровень – неполная готовность, когда наличествуют лишь некоторые из этих условий, и создание недостающих условий требует дополнительного времени и усилий;

– низкий уровень – нулевая готовность, при которой необходимые условия практически не созданы.

Три указанных уровня можно распространить и на оценку готовности отдельных групп условий введения ПО. Тогда может оказаться, что при общей неполной готовности имеется, например, полная мотивационная готовность людей в школах при неполной готовности программно-методических и финансовых ресурсов, недостаточной компетентности кадров и нулевой готовности в сфере информационного сопровождения.

Проведённый анализ показал, что на сегодняшний день в большинстве регионов можно говорить о неполной готовности к массовому введению ПО, в связи с чем имеется настоятельная необходимость осмысления этой ситуации и интенсификации усилий по созданию комплекса недостающих условий.

Поясним сказанное характерными примерами. В одном из субъектов Российской Федерации начало эксперимента по введению ППП и ПО выявило целый ряд проблем, каждая из которых является показателем неготовности региона к введению ПО: "1. Негативное отношение ряда родителей, учеников и педагогов к организации учебных занятий в режиме шестидневной недели. 2. Недостаточность финансовых средств для приобретения методической литературы, организации экскурсий в учебные заведения региона, деления классов на подгруппы для преподавания элективных курсов и т.д. 3. Недостаток методической литературы по преподаванию элективных курсов, курсов по профильной ориентации и др. 4. Отсутствие в большинстве школ педагогов-психологов для организации психологического сопровождения эксперимента. 5. Недостаточность времени для подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации по новой форме. 6. Проблема набора в профильные десятые классы ввиду малочисленности выпускников в сельских школах".

В другом регионе как наиболее острая проблема введения ПО была осознана неготовность к этому педагогических кадров: "В начале эксперимента (сентябрь, октябрь 2003 г.) мы столкнулись с практической неготовности учителей работать в условиях предпрофильной подготовки девятиклассников".

Исследование, проведённое А.Ю. Некрасовым (г. Казань), показало следующее: "Только 43% учителей отметили, что они готовы к внедрению профильного обучения, а 22% заявляют о своей полной неготовности (остальные 35% затруднились с ответом)".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Третий год жизни. Характеристика возраста
Во второй половине раннего возраста ведущая форма общения ребенка с взрослым остается прежней - ситуативно-деловой. Это общение, как и на предыдущем этапе, протекает на фоне предметной или игровой деятельности и побуждается потребностью в сотрудничестве с взрослым. Поэтому диагностическая ситуация, ...

Методы и принципы воспитания
Педагог И.П. Подласый выделяет следующие принципы и методы воспитания. Принципы воспитания - это общие исходные положения, в которых выражаются основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Методы воспитания - путь достижения цели воспитания, способы воздействия н ...

Анализ методик обследования произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР
В эмпирическом исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста. Всего было обследовано 20 человек (10 детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи – экспериментальная группа и 10 детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием – контрольная группа). Исследовани ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru