● Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учеником результат.
● Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нём ученика.
● Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.
● Другое.
Наиболее удачные образцы документов, нормирующих введение портфолио, способы и критерии его оценивания, варианты ученических зачётных книжек, являющихся "промежуточным" рабочим документом портфолио ученика средней школы, разработанные в регионах в ходе эксперимента, опубликованы в хрестоматии "Предпрофильная подготовка: начало эксперимента" [409].
"Портфолио отзывов" – включает оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.
Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее.
Преимущества данного варианта: эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.
Ограничения данного варианта: сложность формализации и учета собранной информации.
Материалы, включенные в данный вариант портфолио: тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме, эссе, рекомендательные письма.
Возможный перечень документов "портфолио отзывов":
● Заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников).
● Рецензия на статью, опубликованную в СМИ.
● Отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции старшеклассников.
● Резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений.
● Эссе школьника, посвящённое выбору направления дальнейшего обучения.
● Рекомендательное письмо о прохождении социальной практики.
● Другое.
Описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам ППП и ПО. Как показывает практика, введение портфолио повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным.
В эксперименте по ППП (первый год федерального эксперимента по введению ПО на старшей ступени общего образования, 2003/04 учебный год) апробировалось использование портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы, наряду с результатами итоговой аттестации. Основные задачи эксперимента предполагали отработку следующих моментов.
1. Структура портфолио и возможная комбинация его разделов. На основании трёх приведённых выше вариантов портфолио участникам эксперимента было предложено конструировать и апробировать либо комплексные модели портфолио (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов), либо простые (реализующие один из названных типов). Какие модели портфолио или их компоненты являются наиболее действенными и реализуемыми, как они могут входить в образовательный рейтинг выпускника?
2. Варианты представления итоговых документов. Какие формы итогового документа по портфолио наиболее удобны и функциональны?
Полезная информация:
Роль и место параметрических уравнений и неравенств в
формировании исследовательских умений учащихся
Несмотря на то, что программа по математике средней общеобразовательной школы не упоминает в явном виде о задачах с параметрами, было бы ошибкой утверждать, что вопрос о решении задач с параметрами никоим образом не затрагивается в рамках школьного курса математики. Достаточно вспомнить школьные ур ...
Клубные учреждения. Особенности работы с детьми и
подростками
Клубная работа уже традиционное направление в процессе воспитания, поэтому параграф видит своей целью охарактеризовать формы и методы работы на текущий момент. В работе клубных учреждений Прикамья, направленной на подрастающее поколение, можно выделить несколько направлений: Детское художественное ...
Характеристика качеств навыков чтения
Чтение — важный вид речевой деятельности, который вначале выступает только в качестве предмета обучения, затем становится средством обучения и развития детей. В чтении, как и в любой деятельности, выделяются такие основные компоненты, как мотивационно-целевой, исполнительный и контрольный. Под моти ...