Традиционный портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи.
1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними, как это и сделано в системе ППП).
В соответствии с разными задачами использования портфолио, строится система его оценивания. Один подход – неформальное (экспертное) оценивание, включающее коллективную оценку педагогов, родителей и соучеников. Другой – формализация и стандартизация критериев оценивания, согласованных с общепринятыми учебными показателями (решение проблем, коммуникативные и мыслительные умения, информационно-компьютерная грамотность и др.). Формат портфолио может быть представлен в одном из трёх основных вариантов: "портфолио документов", "портфолио работ" и "портфолио отзывов". Рассмотрим особенности каждого из этих вариантов с учётом их возможного использования в системе ППП и ПО.
"портфолио документов" – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Для выпускника, получившего основное общее образование, итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Для учащегося III ступени информация о различных мероприятиях и их результатах заносится в творческую (зачётную) книжку ученика. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.
Материалы, включённые в данный вариант: дипломы, грамоты, свидетельства и иные документы, подтверждающие достижения ученика.
Преимущества данного варианта: итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации).
Ограничения данного варианта: портфолио этого типа даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п. Теоретически существует риск "покупки" (подделки) диплома, грамоты и т.п.
Примерная схема структуры "портфолио документов" и оценки его материалов для выпускника IX класса представлена в таблице 13.
Таблица 13 Структура "портфолио документов" девятиклассника
Позиции |
Компоненты |
Результаты (баллы) |
Блок А Олимпиады |
Городская: -победитель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . -призёр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Районная: -победитель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . -призёр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Школьная (победитель) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
5 4 3 2 1 |
Блок Б Иные сертификаты |
Мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями системы дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др. . . . . . . . . . . . . . . . Образовательные тестирования и курсы по предметам . . . . . . . . . . . . . . . . . Школьные и межшкольные научные общества . . . Конкурсы и мероприятия, организованные МОС . . |
От 1 до 5 От 1 до 5 От 1 до 5 От 1 до 5 |
Полезная информация:
Воспитание звуковой культуры
Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для её решения. Воспитание звуковой культуры предполагает: формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие р ...
Особенности развития речи у детей дошкольного возраста
с ЗПР. Специфика коррекционной работы
Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с задержкой психического развития (ЗПР), отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова и др.). Уже в д ...
Основные теории мотивации к обучению
Изучением мотивации занимались многие психологи, поэтому в современной психологической науке представлены самые разнообразные ее толкования. Так, А.К. Маркова под мотивами учения понимает направленность ученика на разные стороны учебной деятельности. Соответственно мотивы могут быть познавательными ...