Индивидуальный учебный план

Страница 2

С 1920-х гг. в отечественной педагогике становятся отчётливо различимы попытки "технологизировать" (на организационном уровне) деятельность массовой школы в направлении выявления и учёта индивидуальных особенностей ребёнка. Как представлялось в те годы, данные об индивидуальных особенностях детей должна предоставлять педагогике педология – активно развивавшаяся в те годы комплексная наука о ребёнке. Однако педология не сумела раскрыть индивидуальные особенности учащихся в рамках психолого-педагогической "нормы" в степени, достаточной для того, чтобы эти особенности можно было "технологически" учесть в рамках образовательного процесса.

Лишь с середины 1990-х гг. давно разработанная идея "индивидуальной образовательной траектории учащегося" – основа полноценной индивидуализации обучения на организационном уровне – стала технологически осуществимой. Важнейшим позитивным фактором в данном случае стал компьютер. Как пишет А. Тоффлер (хотя его слова относятся отнюдь не только к школе), "компьютеры сделали возможным гибкое время в больших организациях… они интегрируют сотни персонифицированных гибких графиков", в частности, графиков (планов) обучения.

Компьютеризация управления учебным процессом в школе позволяет значительно повысить ресурс гибкости образовательной системы, который является основным условием реализации индивидуального подхода на любом уровне. В противном случае при ограниченной гибкости управления индивидуальный подход вырождается в примитивную уровневую дифференциацию.

С конца 1990-х гг. в отечественной педагогической науке начинается разносторонняя разработка организационно-педагогических основ индивидуализации обучения. Применительно к частной школе данную проблему разрабатывают В.А. Карпов и В.А. Ясвин. Исследователями разрабатывается "механизм реализации индивидуальных образовательных траекторий", который предполагает разработку для каждого обучающегося: "во-первых, индивидуального педагогического проекта образовательной среды; во-вторых, индивидуального образовательного плана; в-третьих, индивидуальных образовательных программ по каждой учебной дисциплине". При этом образовательная среда рассматривается как "совокупность влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития". Разработчиками "такой среды оптимальным подбором путей и средств реализации индивидуальных образовательных траекторий в условиях тесной координации педагогических усилий всех субъектов образовательного процесса" выступают, согласно модели В.А. Карпова и В.А. Ясвина, педагоги-наставники.

При разработке "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования" организационному уровню индивидуализации обучения, точнее – индивидуальному учебному плану обучающегося (далее ИУП) отводилось особое место. Мало того, сама суть нового подхода к организации ПО, отражённого в обозначенной концепции, не может быть понята вне феномена ИУП. В концепции содержится разграничение понятий "профильное обучение" и "профильная школа", при этом под профильным обучением понимается средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа является лишь институциональной формой реализации этой цели, причём не единственной и, как показала практика федерального эксперимента, не самой эффективной формой организации ПО. Наиболее эффективной формой выступает именно ИУП, в том числе реализуемый в сетевых формах, выводящих реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Взаимосвязь различных видов памяти
Критерии, принятые здесь за основания деления памяти на виды, связаны с различными сторонами человеческой деятельности, выступающими в ней не порознь, а в органическом единстве. Такое же единство представляют собой и соответствующие виды памяти. Так, память на мысли и понятия, будучи словесно-логич ...

Совместная деятельность как средство развития ребенка
Поскольку, социальная среда средней школы предъявляет повышенные требования к личностным особенностям и способностям ребенка, а именно к наличию определенного уровня самостоятельности и произвольности, к наличию способности устанавливать взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми, к на ...

Формы дистанционного обучения
Методы и средства обучения относятся к существенным характеристикам дидактического процесса. Они могут обеспечить достижение требуемых целей обучения, если будет в наличии необходимая для этого материально-техническая база, а преподавателю предоставят право выбора организационной стороны обучения, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru