Индивидуальный учебный план

Страница 12

4. Учебная и общая несамостоятельность многих школьников затрудняет индивидуализированную организацию учебного процесса (без постоянного внешнего контроля). Для полноценного проживания старшего школьного возраста и решения задачи юношеского возраста – самоопределения – необходимо самостоятельное и ответственное поведение старшеклассника. При дефиците этих качеств существует риск того, что ученик "заблудится" в сложноустроенном образовательном процессе (не поймет расписания, забудет выбранных учителей, не сумеет спланировать свое время и т.п.). Так, например, практика показывает, что у многих старшеклассников в условиях реализации ИУП в учебном расписании возникают "окна", которые далеко не все ребята способны заполнить эффективной деятельностью;

5. Неготовность многих педагогов работать по программам разного типа (углубленные, профильные, базовые), в соответствии с выбором ученика, а не тем, что привык, умеет и хочет делать учитель.

6. Неготовность потребителей итогового продукта реализации учеником своей индивидуальной образовательной траектории. Такими потребителями являются в большинстве случаев вузы (или колледжи) и родители. Большинство вузов, в силу слабой мобильности и консервативности, не готовы работать со студентами, осознанно относящимися к своему будущему, имеющими сформулированный образовательный запрос. Кроме того, в практике возникают ситуации, когда представления о будущем старшеклассника и его родителей расходятся. Родители считают, что сначала их ребенок должен получить "хорошую" профессию (не зависимо от того, нравится ли это самому школьнику), а потом уже заниматься тем, чем ему хочется.

7. Принцип тарификации, в которой за основу взят класс, несет в себе серьезные ограничения в составлении учебных планов для ПО. Невозможность деления на профильные группы (за исключением предметов углубления в классах с углубленным изучением предмета) влечет за собой ситуацию, когда школа не может предоставить все профили обучения. Можно столкнуться с вариантом, когда только один школьник хочет обучаться по какому-то из профилей. Невозможность деления на группы и открытия групп малой наполняемости может привести к тому, что школа будет не в состоянии предоставить достаточный перечень профилей. Педагогически грамотный выход из этой ситуации – организация ПО на основе сетевых или дистантных механизмов (см. п. 2.4. настоящей диссертации).

8. Отсутствие специальных УМК для ПО, стихийность формирования УМК приводит к десинхронизации учебных курсов, нарушению баланса "базис – профиль", нарушению преемственности между ступенями обучения. Это во многом связано с отсутствием программ для профилирующих предметов и общеобразовательных для непрофилирующих. В этих условиях ключевое значение играет квалификационный запас и зона ближайшего развития педагога, который должен создавать практически новые программы, при этом работая не только над компиляцией или структурированием содержания предмета, но и над дидактикой и методикой преподавания.

Несмотря на обозначенные проблемы, реализация ИУП в системе ПО позволяет достигнуть педагогических результатов, не достижимых иными педагогическими средствами, а именно:

– сочетания успешного усвоения учебных дисциплин, предусмотренных ГОС, с высоким уровнем учебной мотивации;

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13

Полезная информация:

Технология деятельности по созданию условий для формирования у детей готовности к переходу в среднюю школу
Способом преодоления выделенных нами трудностей является педагогически организованная ведущая деятельность подросткового возраста. Основная идея заключается в том, что для того, чтобы подготовить ребенка к средней школе, необходимо создавать условия, в которых каждый ребенок получает возможность ре ...

Целостность педагогического процесса и его функции
Педагогический процесс – это направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, воспитателей и воспитанников, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы. Это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. Неполным синонимом термин ...

“Погружение” как наиболее распространенная модель концентрированного обучения
Анализ педагогической литературы показывает, что четко понятие “погружения” практически не сформулировано. Мало того, разные авторы под этим понятием имеют в виду разные методы. Это кроме того, что одни используют это слово только в кавычках, как бы подчеркивая его условность, другие — без, а треть ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru