Предпрофильная подготовка учащихся основной школы

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Предпрофильная подготовка учащихся основной школы

Страница 10

Несмотря на то, что основные направления введения ППП были практически реализованы во всех субъектах РФ, участвующих в эксперименте, тем не менее были отмечены и существенные недостатки. Так, отсутствие чёткого деления на предметные и ориентационные входит в противоречие с образовательными целями элективных курсов. Кроме того, апробация модели ППП выявила ряд трудностей:

– трудности в разработке и реализации программ курсов ППП;

– трудности в составлении расписания;

– трудности в реализации спроектированной учащимися образовательной траектории;

– трудности в удовлетворении запроса малочисленной группы ребят на предпрофильный курс, реализуемый вне школы, так как курс может быть реализован при условии полной комплектации группы, в связи с чем требуется согласование на уровне всех школ города и того учреждения, который данный курс реализует;

– трудности в оплате труда кадрам, привлеченным к преподаванию курсов предпрофильной подготовки вне школы, работающим с учениками сразу нескольких школ (отсутствует механизм расчета).

В ходе осмысления ситуации в ряде экспериментальных территорий уже на первом году работы по введению ППП проявилось значимое обстоятельство: предстоящей профилизации школ в разных городах и районах очень различается по особому признаку, который можно назвать степенью конкурентности образовательной среды. В одних районах подготовка к профилизации школы проходила более интенсивно и динамично, в других менее динамично. Анализ показал, что последние – это как раз районы, где потребителей образовательных услуг (старшеклассников и, особенно важно, их родителей) меньше занимает поиск и стремление получить для себя нечто "особенное", "самое подходящее". Типичная установка в этих случаях – "какая школа есть рядом, туда и надо ходить". Возможность и желательность выбора в этом случае субъективно не актуализируется, т.е. спрос фактически не активен, у людей нет реальных опасений, что кто-то сможет занять желательное для них место их ребенка в школе. (Ср.: "Конкуренция есть старание получить то, что кто-то другой старается получить в это же самое время". – Ф. Хайек [578]). Аналогично и "производители услуг" (школы) ведут себя более пассивно, не возникает ситуации активной нацеленности "производителя" на все более заинтересованное удовлетворение активного спроса. Здесь школы в очень малой мере сравнивают себя с соседними школами, не имеют пока целенаправленной стратегии "вынести на рынок" нечто особенное, "свое", чтобы во все большей мере заинтересовать "клиента".

Важно подчеркнуть встречный характер взаимной меры спроса и предложения при профилизации (актуальной или потенциальной, планируемой, но уже известной населению и школам) системы старшей школы – высокая конкурентность образовательной среды есть фактор, способствующий активной профилизации; в свою очередь, процессы профилизации начинают выступать в качестве общего стимула роста образовательной конкурентности на местах.

Анализ хода эксперимента по организации ППП учащихся девятых классов средних общеобразовательных школ в рамках федерального эксперимента по введению профильного обучения позволил сделать следующие выводы:

1. Решение задач, стоящих при организации ППП, учреждение общего образования, исходя исключительно из собственных ресурсов и возможностей, обеспечить в полном объеме не может. Необходим координатор на уровне сети, научный руководитель.

2. Организация ППП требует организации повышения квалификации педагогических кадров, (по разработке программ предпрофильных курсов, использованию новых технологий, связанных с их реализацией, обеспечением психолого-педагогического сопровождения проектирования учащимися своей образовательной траектории и др.)

3. Организация ППП предусматривает отработку механизма финансирования курсов предпрофильной подготовки.

4. При введении ППП требуется определение статуса, роли, обязанностей методической службы района по решению проблем введения ППП; интенсифицировать методическую работу и работу по повышению профессиональной компетентности учителей, работающих в классах, где ведётся ППП.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Полезная информация:

Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения
Согласно этой классификации, которую предложил Бабанский Ю. К., методы обучения делятся на три группы: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективност ...

Организация и методы проведения исследования
План-конспект лекции. Такой вид изложения на бумаге создается на основе заранее составленного плана материала, состоит из определенного количества пунктов (с заголовками) и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок раскрывается — дополняется коротким текстом, в конечном итоге получае ...

Функции директора и завучей школы
Первостепенная роль в управлении учебно-воспитательным процессом принадлежит директору школы, как правило, имеющему опыт педагогической работы не менее трех лет, положительно зарекомендовавшему себя на учительской должности и обладающему необходимыми организаторскими способностями. В самом общем ви ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru