Режим 5-дневной учебной недели

Страница 3

Школьные гигиенисты давно критикуют сложившуюся в школах страны структуру учебного года. Согласно этой структуре, учебный год разделен на неравные по продолжительности четверти и на неадекватные этой продолжительности сроки каникулярного отдыха учащихся.

Если исходить из 6-дневной учебной недели (Министерство образования, как отмечалось выше, не издавало приказа о переводе школ на 5-дневную учебную неделю), то:

в I учебной четверти школьники работают 65 дней, после чего отдыхают 5 дней;

во II учебной четверти — работают 50 дней, а отдыхают 12 дней;

в III учебной четверти — работают 73 дня, а отдыхают всего 8 дней.

Такая неравномерность распределения в течение года учебного и каникулярного времени противоречит фундаментальному в физиологии принципу чередования труда и отдыха как необходимого условия для предупреждения переутомления школьников и сохранения стабильного уровня их работоспособности в течение года.

Согласно исследованиям зарубежных гигиенистов, работоспособность школьников достигает максимума на 15-й день, после чего около двух недель она удерживается на высоком уровне, а начиная с 5-й недели резко снижается.

Исходя из этих исследований, III Международный конгресс по школьной гигиене (Париж, 1959 г.) одобрил схему, согласно которой школьные занятия через каждые 6 недель должны прерываться на срок не менее недели. Исходя из этой схемы, в большинстве европейских школ принята структура учебного года, в которой после каждых 5-6 недель учебы школьникам предоставляется неделя каникулярного отдыха. С позиции охраны здоровья школьников заслуживает одобрения все большее распространение в школах России европейской структуры учебного года. Наш опыт работы в одной из московских школ, применяющих европейскую структуру учебного года, позволяет отнести такой режим учебы и отдыха школьников к здоровьесберегающим, так как на его фоне не отмечалось к концу года существенного нарастания у обучающихся кумулятивных форм утомления, характерного для обучения по традиционной структуре учебного года.

Заключая эту работу, хочется надеяться, что изложенные в ней материалы послужат основанием для серьезного осмысления педагогической общественностью важности для здоровья детей и подростков изменений всего учебно-воспитательного процесса в школах, с тем чтобы урок по любому учебному предмету способствовал не только интеллектуальному развитию обучающихся, но и сохранению их психического и соматического здоровья, чтобы школьные занятия не растрачивали функциональные резервы детского организма. А для этого потребуется не только следовать по пути соблюдения санитарно-гигиенических требований к условиям обучения учащихся, но и совершенствовать педагогические технологии и режимы школьного обучения.

Валеология очень юная дисциплина в стенах наших общеобразовательных учреждений.

Хотелось, чтобы внимание к состоянию здоровья школьников не оказалось временным в системе отечественного образования, а валеологические задачи школы не остались только декларацией. Хотелось бы надеяться на то, что валеологическое воспитание школьников будет набирать темп и глубину, а не станет всего лишь очередной кампанией.

Хотя сомнения на этот счет есть. И вот почему.

Как всякая школьная дисциплина, валеология должна иметь свою материализованную методическую базу:

— учебные часы в школьном расписании, хотя бы в рамках предмета ОБЖ, потому что медицинские знания нужны школьнику не только в ситуации катастроф;

— здоровьесберегающие педагогические технологии;

— условия для организации разнообразной досуговой деятельности школьников;

— хорошо оборудованные спортивные залы и пришкольные площадки

— и многое другое, что может послужить целям воспитания у школьников здорового стиля жизни.

Нет для этого денег? Но и валеологов пока тоже нет в большинстве школ.

Большие деньги нужны для внедрения валеологии во все школы сразу. Но ведь это можно осуществлять постепенно, например в одну-две школы города или округа за год. И делать это нужно так, чтобы валеолог в школе не чувствовал себя пасынком в большой педагогической семье.

Страницы: 1 2 3 

Полезная информация:

Анализ сервисных услуг Центра Развития Ребенка «ЛИМПИК»
Частное образовательное учреждение Дошкольного и начального общего образования «Умный Мир» представляет свои услуги для населения в Центрах Развития Ребенка «Лимпик». Основные направления деятельности ЦРР «Лимпик»: Направление Вид Что представляет Спорт-Лимпик Секции Атлетизм; Восточные танцы; Дзюд ...

Организация и условия процесса развития музыкальных способностей старших дошкольников
Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на праздниках. Аналогично формам организации, утвердившимся в школьной практике (урок, внеклассная и внеш ...

Содержание ключевых образовательных компетенций
Образовательная компетенция, по мнению А. В. Хуторского, – это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к реальной действительности. ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru