Методика оздоровления детей

Страница 1

Наблюдения гигиенистов за реакцией учащихся на учебную деятельность при различной ее организации позволяет отнести к здоровьесберегающим следующие педагогические технологии:

— модель структуры урока, разработанную группой авторов под руководством Г. Г. Левитаса;

— модульное обучение — довольно старую по времени возникновения педагогическую технологию, адаптированную к требованиям современного образования П. П. Третьяковым;

— коллективный способ обучения (КСО). Общее свойство перечисленных педагогических технологий состоит в применении программ обучения, индивидуализированных по содержанию, темпам учебно-позновательной деятельности школьников, методам работы с разными детьми.

Перечисленные технологии, очевидно, не исчерпывают весь арсенал здоровьесберегающих. Например, к потенциально здоро-вьесберегающим можно отнести развивающее обучение (РО) Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. Причиной для такого осторожного отношения гигиенистов к данной технологии послужили отрицательные результаты ее гигиенической оценки отдельными авторами, несмотря на то что в методических основах этой технологии так же, как и в предыдущих, заложен принцип индивидуализации обучения. На примере младших школьников, обучавшихся по технологии РО, было установлено, что ориентация на учебно-познавательные возможности учащихся не учитывает сниженные функциональные возможности не совсем здоровых детей. Оказалось, что такие дети, обладая достаточно высокими учебно-познавательными, но сниженными функциональными возможностями, значительно чаще заканчивают учебный день и неделю с кумулятивными формами утомления по сравнению с обучением по традиционной технологии. Выявленный факт служит прецедентом для более расширенного понимания возможностей учащихся, не ограничивая содержания этого понятия только учебно-познавательными особенностями разных школьников. С валеологических позиций индивидуализация обучения должна обязательно учитывать состояние здоровья учащихся, особенно в начальной школе, потому что для нездоровых детей высокие учебно-познавательные возможности являются фактором риска для прогноза их состояния здоровья и не должны служить основанием для повышенного уровня учебных требований.

Итак, применение в школах педагогических технологий, построенных на индивидуализации обучения и направленных на удовлетворение образовательных потребностей каждого школьника с учетом его склонностей, интересов, учебно-познавательных и функциональных возможностей, составляет главный педагогический резерв валеологического воздействия на обучающихся. Поставленные перед школой задачи являются не только валеологическими. Они полностью отвечают современной концепции образования, переориентированной с расчета на фантом среднестатистического ученика на образовательные потребности каждой личности. И это сближает интересы педагогов и школьных гигиенистов в признании необходимости работы современных общеобразовательных учреждений по здоровьесберегающим педагогическим технологиям.

Ориентация современного образования на потребности каждой личности позволяет ставить вопрос о возможности раздельного обучения детей разного пола, поскольку полноценная личность формируется на основе половой принадлежности. Понимая дис-куссионность данной проблемы в целом и исходя из накопленных в гигиене детей и подростков наблюдений, гигиенисты сужают эту проблему пока до раздельного обучения девочек. Практика подсказывает реальность их раздельного обучения путем создания в школе девичьих классов в каждой возрастной параллели обучающихся. Главная стратегия раздельного обучения девочек направлена на сохранение общего и репродуктивного здоровья не только современных, но и последующих поколений школьниц, а также их потомства, поскольку без преувеличения можно сказать, что демографический, трудовой и даже обороноспособный потенциалы общества определяются состоянием здоровья девочек — будущих матерей. Социальная значимость обозначенной проблемы базируется на неблагоприятной демографической ситуации в стране: на многолетнем отсутствии прироста населения в России из-за сниженной рождаемости, высокой младенческой смертности, большой распространенности хронических заболеваний среди женщин детородного возраста и вступающих в этот возраст школьниц.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Проект Закона «Об образовании». Глава 13. Среднее профессиональное образование
Статья 107.Среднее профессиональное образование 1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной де ...

Сопоставление результатов констатирующего и контрольного срезов
Для выявления уровня сформированности вышеперечисленных умений с учащимися был проведен контрольный срез и сопоставлен с констатирующим. Контрольный срез также проводился на двух классах. Цель контрольного среза – проверить уровень сформированности умений по сравнению с констатирующим срезом. Кроме ...

Исследование уровня развития монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня
Исследование проводилось в 2012 учебном году на базе МБОУ « Средняя школа № 18 » г. Абакана. В эксперименте принимали участие 20 детей, 10 детей, имеющие заключение ОНР III уровня, 10 детей с нормальным речевым развитием. На основании анализа психолого – педагогической литературы и выдвинутой нами ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru