Использование информационно компьютерных технологий на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету

Образование и воспитание » Современный урок литературы: классификации, концепции » Использование информационно компьютерных технологий на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету

Страница 2

Перед учителем всегда стоят вопросы: как же заинтересовать учеников, как привлечь внимание каждого? Иванова Ю.В. глубоко убеждена в том, что не только разнообразие видов деятельности на разных этапах современных уроков русского языка и литературы, но и внеклассная работа по предметам поможет решить поставленные задачи. Ученик должен идти в класс с желанием работать, без этого невозможно получение прочных, качественных знаний. И для словесников естественно стремление искать (и находить) новые эффективные приемы и средства обучения, чтобы повысить грамотность учащихся, более успешно решать образовательные и воспитательные задачи. В этом помогает внеклассная работа, которая является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы. Продолжая и подкрепляя классные занятия, она (внеклассная работа) в то же время отражает присущую только ей специфику в содержании, организационных формах, методах и приемах реализации стоящих перед нею задач. Словесник определила следующие основные задачи внеклассной работы по литературе:

осуществление нравственного, патриотического, эстетического воспитания школьников путем вовлечения их в разнообразные внеклассные мероприятия, связанные с приобщением к сокровищнице литературы;

развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов, склонностей;

активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся;

воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умения общаться в коллективе, формирование культуры общения.

Особую активность приобретает индивидуальный подход к детям: учет их интересов и запросов, опора на их инициативу и самостоятельность, стимулирование любознательности и познавательной активности. Внеклассная работа имеет свою систему принципов. Принцип научности требует, чтобы внеклассные занятия строились на познавательной базе, а не превращались в средство забавы или развлечения. Любой материал внеклассных занятий, даже если он подается в неожиданной и необычной форме, соответствует научным данным без лишнего упрощения или усложнения. Важное значение имеет на внеклассных занятиях принцип наглядности. Научность, глубина излагаемого на внеклассных занятиях материала, выявление его практической значимости должны сочетаться с увлекательностью формы. Внеклассная работа в большей мере, чем классная основывается на принципе занимательности, который находит свое отражение в разнообразии и вариативности форм, методов, конкретных приемов, заданий, лингвистических игр, позволяющих с наибольшей эффективностью добиваться поставленной цели. Именно учитывая эти специфические принципы, использование ИКТ является неотъемлемой частью моей внеклассной работы. Виды и формы внеклассной работы многообразны. Жизнь выдвигает новые пути приобщения учащихся к русской литературе, к словесному искусству. Этому способствуют прежде всего средства и возможности ИКТ, применение которых позволяет проводить заочные экскурсии по литературным местам с использованием сайтов и форумов сети Интернет, а также дисков. Подобные виды целенаправленной деятельности позволяют выявить способных, талантливых детей, а им в свою очередь раскрыть свои творческие способности, окунуться в мир словесности вне школьной программы.

Приведем в качестве примера возможную модель урока, составленного Ивановой Ю.В. с учетом основных методических требований, предъявляемых к занятию такого типа. Исследуемым материалом выступает роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", изучение которого рекомендовано рядом программ. Данный урок рассчитан на уровень подготовки учащихся 10 классов.

Тема урока "В безжалостном и светлом мире"

Цели урока: осмыслить значимость творчества Ф.М. Достоевского как писателя-психолога в мировой литературе, углубить понятие о психологизме, закрепить знания о стилистических особенностях произведения, закрепить навыки работы с информацией, сформировать отношение к ПК как к инструментальному средству для работы с информацией.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК по количеству учеников, тест по роману "Преступление и наказание" на электронном носителе, папки с файлами.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Вот и перевёрнута последняя страница романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Думаю, что никто не остался равнодушным ни к судьбам героев, ни к проблемам, затронутым автором. Сегодня мы ещё раз перелистаем эти страницы, встретимся с героями, постараемся понять, как писателю удалось добиться того, что герои стали нашими единомышленниками или идейными противниками, врагами или друзьями, в чём магия художественного слога Ф.М. Достоевского. Достоевский по праву считается одним из самых своеобразных и сложных писателей. Погружаясь в его творчество, мы попытаемся проследить, как автор вовлекает читателя в сопереживание героям, к каким средствам он прибегает, как добивается того, что его герои оживают. В конце урока ответим на вопрос: "Что хотел сказать своим романом писатель?"

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Формирование словаря существительных у детей в онтогенезе
В современной психологической литературе подчёркивается, что предпосылки формирования речи определяются двумя процессами. Первый процесс это - неречевая предметная деятельность самого ребёнка, т.е. расширение связей с окружающей действительностью через чувственное, конкретное восприятие мира. Второ ...

Системность и целостность в управлении
Понимание системной природы педагогического процесса создает реальные предпосылки для эффективного управления им. Методология системного подхода в управлении школой побуждает руководителя иметь ясное представление о школе как системе, ее основных признаках. Понятие "система" дает представ ...

Проблема оценки готовности к введению профильного обучения
Под готовностью к введению профильного обучения будем понимать состояние образовательной системы (региональной, муниципальной, школьной), характеризуемое наличием в ней необходимых и достаточных условий (ресурсов, возможностей) внутреннего и внешнего характера, позволяющих в разумные сроки обеспечи ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru