Методические возможности Интернет-ресурсов и приёмы работы с ними на уроке литературы

Образование и воспитание » Современный урок литературы: классификации, концепции » Методические возможности Интернет-ресурсов и приёмы работы с ними на уроке литературы

Страница 3

Выразительное чтение художественного текста (в частности стихотворения) дает возможность непосредственно в момент восприятия ощутить авторское воздействие, проникнуть душой в его замысел. Сегодня в Интернете есть много сайтов, где представлена поэзия в голосе - художественное чтение. Один из таких сайтов - Виртуальный поэтический театр Stihofon.ru. Это интерактивный поэтический портал, полностью посвященный mp3 поэзии, - авторское и актерское исполнение. Более 200 современных авторов-исполнителей и артистов разместили там голосовые файлы для свободного, некоммерческого скачивания. По сравнению с магнитофонными записями, наиболее часто применяемыми учителями на уроках, Интернет имеет неоспоримые преимущества: большой объём, а, следовательно, выбор аудиозаписей, высокое качество исполнения и воспроизведения, удобство использования.

Эффективное решение общеобразовательных задач с использованием ИКТ недостаточно обеспечено методически проработанными педагогическими технологии. Методика применения ИКТ в работе учителя литературы всё ещё находится на стадии изучения и существует только в виде рекомендаций. Но уже сейчас совершенно ясно, использование Интернет-технологий на уроках литературы - это новое перспективное средство, дающее дополнительные методические возможности, позволяющее идти в ногу со временем и с детьми. И, конечно, как и любой вид работы, работа с Интернет должна носить системный характер, только в этом случае можно говорить о результативности.

Остановимся на особенностях реализации подходов и методов, становящихся по мнению учителя-экспериментатора Ивановой Ю.В., приоритетными при использовании Интернет-технологий.

В соответствии с деятельностным подходом, усвоение содержания на уроке литературы и при подготовке к нему осуществляется не путем передачи информации, а в процессе собственной деятельности, направленной на изучение предметов и усвоение знаний. Исходным является положение о том, что человек может научиться только сам, следовательно, знания можно передать только тогда, когда ученик их берет, т.е. им осуществляется определённая деятельность. Школьник активно включается в процесс, компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Таким образом, обучение становится мотивированным, в процессе включения школьника в познавательную деятельность активизируется развитие ученика, формируются способности к самообучению, самообразованию, самоорганизации и рефлексии.

Большие возможности и хорошие результаты при применении КТ даёт организация учебного процесса с учетом дифференциации обучения. Основными приёмами при этом становятся групповая и индивидуальная работа учащихся с Интернет-ресурсами. Возможна следующая организация действий на уроках по объяснению новой темы при использовании Интернет-ресурсов с учётом дифференцированного подхода:

Объяснение учителем материала всему классу.

Формирование групп учащихся с учётом их способностей (в одной группе не должны оказаться только дети с ярко выраженными способностями или с их отсутствием)

Предъявление творческих заданий группе. Распределение ведущих способов и приёмов работы каждого члена группы (самостоятельно или с помощью учителя).

Выполнение задания и объединение индивидуальных результатов в итоговую работу. Оценку целесообразно проводить на основе рефлексии.

Таким образом, использование коммуникационных технологий - новое средство для реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. В результате проведённого тестирования среди учителей русского языка и литературы г. Саранска выявились следующие мотивационные составляющие использования ИКТ в практике работы учителя:

Использование ИКТ даёт возможность рассказывать о себе, давать окружающим возможность оценить себя. Стремление обрести индивидуальность; удовлетворить любопытство; почувствовать себя востребованным и т.п. Возможность самоутверждения, личностной самореализации. К сожалению, никто из опрошенных не назвал конкретных сайтов. Как видим, опыт работы словесника Ю.В. Ивановой доказывает необходимость и эффективность использования при организации урока литературы и определении его содержания Интернет-ресурсов, мультимедиаматериалов.

Страницы: 1 2 3 

Полезная информация:

Применение принципа наглядности
Напомню, что один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат строго зафиксированные научные закономерности: органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 р ...

Подбор игрового материала
Подбор игрового материла для режиссерских игр – необходимое условие для их развития. Для режиссёрских игр необходимы реалистические и образные игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов. К таким игрушкам относятся, например, куклы с ресницами, закрывающимися глазами и ...

Использование ИКТ-технологий в процессе воспитания организованности младших школьников
Информационные и коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью образования в настоящий момент. В педагогической литературе приводятся различные определения понятия "информационная технология". Рассмотрим некоторые из них: Информационная технология – это "процесс, связанный с ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru