Инновационные типы уроков литературы

Страница 3

1) ученик-Шекспир, ученик-историк, ученик-литературовед, ученик-художник, два чтеца стихотворений.

2) ученик-Пушкин, ученик-историк, ученик-литературовед, ученик-художник, два чтеца стихотворений.

3) ученики-аналитики.

Группа аналитиков по ходу выступлений задает вопросы группам, готовится проанализировать материал и сделать выводы.

Возле двух "крыльев" доски стоят столы двух групп, остальные сидят напротив. План исследования определяется отдельно:

Представление эпохи (рисунок-эмблема группы и комментарий историка).

Рассказ о представителе группы.

Чтение произведений.

Выступление литературоведа.

Ход урока

Организационный момент.

Подготовка к восприятию

Про зрелость и развитость любой поэзии свидетельствует наличие в этой поэзии разнообразных жанров и видов стихотворений, которые вырабатывает национальное и мировое стихотворчество. Один с самых совершенных видов стихотворения, который выработала мировая поэзия, - сонет.

Возник он в Италии в 13 столетии, откуда и пошли во все языки и литературы мира форма и само название стихотворения (sonetto от sonare - звучать, звенеть).

Сонет состоит обычно из 14 строк, объединенных в два четырехстрочия и два трехстрочия. Построение сонета тесно связано с раскрытием в нем поэтического содержания. В четырехстрочии идет развитие темы, в трехстрочии - кульминация и развязка.

В кладовую всемирного сонетария наиболее значительный вклад внесли:

Данте Алигьери

Франческо Петрарка

Уильям Шекспир

Иоганн Вольфганг Гете

Александр Пушкин

Михаил Лермонтов

К тому времени, пока сонет пришел в русскую поэзию, всемирный сонетарий стал очень богатым. Сначала сонет был принадлежностью исключительно интимной лирики. Постепенно тематика и жанровые рамки его расширились. У Шекспира сонет наполнился философским содержанием.

Выступление первой группы.

Ученик-историк объясняет эмблему группы, отображение на ней характерных черт эпохи Возрождения.

Ученик-Шекспир (примерный рассказ): "Родился я в Англии, в семье богатого ремесленника. Учился в начальной школе родного города. Но отец мой стал банкротом и сладкая жизнь закончилась. Подался в Лондон, чтобы заработать денег на жизнь. Попал в труппу Бербеджа. А это было не абы что. Бербедж основал в Лондоне первый театр "Глобус". Тут нашел я занятия по душе, тут я нашел себя. Было в жизни всякое. В 1612 году я подался домой".

Ученик-литературовед: "Вокруг биографии великого драматурга и поэта в 18 столетии возникло много легенд. Утверждали даже, что произведения писал совсем другой человек, образованный и известный в мире, и в целях конспирации подписывался фамилией Шекспир. Вызвано это было тем, что после смерти Шекспира почти не осталось никаких сведений про его жизнь, только произведения". Уильям Шекспир в некоторой степени отступил от классической формы сонета. В первую очередь тем, что писал стихи философского содержания, нарушил трехвековую традицию европейской лирики, показав красоту не через штампованный, статичный образ, а показал красоту реальной женщины. Шекспир посвящал сонет одной теме. В первом четырехстрочии называл ее, в другом развивал, а в двустрочии подводил вывод.

Чтение сонетов

На стыке 16 и 17 столетий эпоха Возрождения подарила человечеству великого художника слова, который выдал целую книгу сонетов, работал над развитием и совершенствованием этой классической формы. Перенесемся в 19 и 20 столетия. Появились ли еще мастера сонета? Не состарился ли сонет?

Выступление второй группы

Защита эмблемы, рассказ ученика-Пушкина, чтение сонетов, рассказ ученика-литературоведа. Защита эмблемы, рассказ ученика-Пушкина, чтение сонетов, рассказ ученика-литературоведа.

Вопросы к аналитикам.

Чем близки стихотворения поэтов?

К какому виду лирики они принадлежат?

Сравните количество строк в сонетах и их разделение на смысловые части. В чем авторы отступили от классической формы? Сонет существует с 13 века. Почему поэты и сейчас используют его?

Посмотрите на тему урока, вспомните все, о чем говорилось, и сделайте общий вывод.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Методика формирования понятия «масса тела»
Первоначальное понятие о массе тел учащиеся получают в начале изучения предмета физика на основе опытов, в которых используются упругие шары, а также шары или тележки, соединенные пружинами. Здесь же вводится понятие о единице массы—килограмме как массе платиноиридиевого эталона. Учащиеся знакомятс ...

Организация исследования и характеристика испытуемых
Экспериментальное исследование проводилось в ГОУ №5 г. Тосно Ленинградской области. В этом учреждении было проведено исследование речи детей старшего дошкольного возраста. В ГОУ №5 обследованы 10 детей с логопедическим диагнозом – общее недоразвитие речи III уровня, из них 5 девочек и 5 мальчиков. ...

Особенности психо-речевого развития детей-воспитанников дома ребенка
Дом ребенка является особым учреждением, где воспитываются дети первых трех лет жизни, временно или навсегда оставшиеся без попечения родителей. Главная задача, стоящая перед коллективом этого учреждения обеспечить своевременное физическое и психическое развитие детей, подготовить их к жизни в обще ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru