Инновационные типы уроков литературы

Страница 3

1) ученик-Шекспир, ученик-историк, ученик-литературовед, ученик-художник, два чтеца стихотворений.

2) ученик-Пушкин, ученик-историк, ученик-литературовед, ученик-художник, два чтеца стихотворений.

3) ученики-аналитики.

Группа аналитиков по ходу выступлений задает вопросы группам, готовится проанализировать материал и сделать выводы.

Возле двух "крыльев" доски стоят столы двух групп, остальные сидят напротив. План исследования определяется отдельно:

Представление эпохи (рисунок-эмблема группы и комментарий историка).

Рассказ о представителе группы.

Чтение произведений.

Выступление литературоведа.

Ход урока

Организационный момент.

Подготовка к восприятию

Про зрелость и развитость любой поэзии свидетельствует наличие в этой поэзии разнообразных жанров и видов стихотворений, которые вырабатывает национальное и мировое стихотворчество. Один с самых совершенных видов стихотворения, который выработала мировая поэзия, - сонет.

Возник он в Италии в 13 столетии, откуда и пошли во все языки и литературы мира форма и само название стихотворения (sonetto от sonare - звучать, звенеть).

Сонет состоит обычно из 14 строк, объединенных в два четырехстрочия и два трехстрочия. Построение сонета тесно связано с раскрытием в нем поэтического содержания. В четырехстрочии идет развитие темы, в трехстрочии - кульминация и развязка.

В кладовую всемирного сонетария наиболее значительный вклад внесли:

Данте Алигьери

Франческо Петрарка

Уильям Шекспир

Иоганн Вольфганг Гете

Александр Пушкин

Михаил Лермонтов

К тому времени, пока сонет пришел в русскую поэзию, всемирный сонетарий стал очень богатым. Сначала сонет был принадлежностью исключительно интимной лирики. Постепенно тематика и жанровые рамки его расширились. У Шекспира сонет наполнился философским содержанием.

Выступление первой группы.

Ученик-историк объясняет эмблему группы, отображение на ней характерных черт эпохи Возрождения.

Ученик-Шекспир (примерный рассказ): "Родился я в Англии, в семье богатого ремесленника. Учился в начальной школе родного города. Но отец мой стал банкротом и сладкая жизнь закончилась. Подался в Лондон, чтобы заработать денег на жизнь. Попал в труппу Бербеджа. А это было не абы что. Бербедж основал в Лондоне первый театр "Глобус". Тут нашел я занятия по душе, тут я нашел себя. Было в жизни всякое. В 1612 году я подался домой".

Ученик-литературовед: "Вокруг биографии великого драматурга и поэта в 18 столетии возникло много легенд. Утверждали даже, что произведения писал совсем другой человек, образованный и известный в мире, и в целях конспирации подписывался фамилией Шекспир. Вызвано это было тем, что после смерти Шекспира почти не осталось никаких сведений про его жизнь, только произведения". Уильям Шекспир в некоторой степени отступил от классической формы сонета. В первую очередь тем, что писал стихи философского содержания, нарушил трехвековую традицию европейской лирики, показав красоту не через штампованный, статичный образ, а показал красоту реальной женщины. Шекспир посвящал сонет одной теме. В первом четырехстрочии называл ее, в другом развивал, а в двустрочии подводил вывод.

Чтение сонетов

На стыке 16 и 17 столетий эпоха Возрождения подарила человечеству великого художника слова, который выдал целую книгу сонетов, работал над развитием и совершенствованием этой классической формы. Перенесемся в 19 и 20 столетия. Появились ли еще мастера сонета? Не состарился ли сонет?

Выступление второй группы

Защита эмблемы, рассказ ученика-Пушкина, чтение сонетов, рассказ ученика-литературоведа. Защита эмблемы, рассказ ученика-Пушкина, чтение сонетов, рассказ ученика-литературоведа.

Вопросы к аналитикам.

Чем близки стихотворения поэтов?

К какому виду лирики они принадлежат?

Сравните количество строк в сонетах и их разделение на смысловые части. В чем авторы отступили от классической формы? Сонет существует с 13 века. Почему поэты и сейчас используют его?

Посмотрите на тему урока, вспомните все, о чем говорилось, и сделайте общий вывод.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Применение метода проектов при изучении темы
При использовании проектного метода процесс обучения становится более эффективным, усвоение учебного материала более глубоким и прочным, появляются значительные изменения в мотивационной и коммуникативной сферах. Уже с первого этапа, видно, что проектный метод делает процесс обучения интересным для ...

Игра в эстетическом воспитании младших школьников
Трудно переоценить роль игры в эстетическом воспитании младших школьников, в формировании его художественного вкуса, читательской самостоятельности, в развитии литературно - творческих способностей. Опираясь на живость и образность восприятия действительности младшими школьниками, учитель стремитьс ...

Психолого-педагогические основы формирования морфологической стороны речи у дошкольников
Грамматика русского языка - обширная наука. Именно через неё ребёнок учится правильно говорить. Освоение ребенком морфологии начинается с изменением слова по падежам, например: когда мамы нет, он, отвечая на вопрос "Где мама?", просто говорит слово "мама", тем самым как будто го ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru