Инновационные типы уроков литературы

Страница 2

Нетрадиционные формы обучения, в первую очередь, требуют поисков учителя с целью разнообразить формы урока. Любые поиски нужно приветствовать, только нужно не забывать, что поиски без издержек бывают редко. Но в подготовке разных видов и типов уроков по изучению поэзии есть сложности. Особенного внимания, на наш взгляд, требует философская лирика, потому что правильно построенное обсуждение не только заставит учеников задуматься над проблемой, но и поможет становлению гуманистической, гражданской, жизненной позиции школьника. Под правильным управлением учителя на таком уроке вырабатываются моральные принципы подростка.

"Педагогическая деятельность - творческая деятельность: учитель при подготовке нетрадиционного урока волен в выборе методов, приемов и форм обучения, которые, по его разумению, обеспечивают эффективность дидактического процесса. Однако это не означает, что педагогическая деятельность не регламентирована определенными требованиями, правилами, нормами" [Гуляков, 2006: 89].

У каждого вида профессиональной деятельности есть своя технология. У педагогической работы тоже есть своя технология - правила организации нетрадиционного урока. Чтобы урок литературы был эффективным, нужно:

1. Точно обозначить тему, дидактическую, развивающую и воспитательную цели, тип и структуру урока.

2. Обозначить значение урока в системе других, связать его с предыдущим и следующим.

3. Отобрать содержание учебного материала (определить его объем, установить связь с выученным ранее, подобрать дополнительный материал и т.д.).

4. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения, разнородные виды деятельности.

5. Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

6. Обеспечить оптимальный темп урока и единую логику развертывания деятельности учителей и учеников.

7. На практике реализовать требования, которые следуют из общедидактических и методологических принципов.

8. Установить демократический стиль управления учебой детей, создать атмосферу сотрудничества в совместной деятельности учителя и ученика.

Пришло время, чтобы учитель включился в процесс создания индивидуальных программ, чтобы именно педагоги поднимали актуальные проблемы преподавания литературы в школе.

Считаем наиболее эффективным следующий тип урока литературы: урок-деловая игра. Педагогическое осмысление приводит к выводам о том, что подготовка деловой игры начинается с разработки сценария. В проект такого урока входят: цели обучения, развитие и воспитание учеников, формулировка изучаемой проблемы, план деловой игры, содержание деятельности членов игры, правила игры. Деловая игра включает следующие этапы:

актуализация базовых знаний, мотивация деятельности учеников, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

формирование творческих групп по 3-5 человек, презентация команд (обсуждение названия, девиза, эмблемы каждой команды). В каждой игровой группе выбираются ведущие (или ответственные);

создание проблемной ситуации, формулировка проблемы;

работа в творческих группах.

Каждая команда получает творческое задание и материалы, необходимые для его выполнения, и вырабатывает свою концепцию решения проблемы:

общее обсуждение проблемы: на данном этапе совершается коллективная выработка решения проблемы.

анализ деятельности каждой команды, выведение суммарных поощрений и штрафных баллов, оценка деятельности всех участников группы.

домашнее задание.

Методическое осмысление и рекомендации.

Урок в форме деловой игры в 7 классе по теме: "Сквозь столетия в будущее" (Сонеты Уильяма Шекспира, сонеты Александра Пушкина).

Цели:

познакомить учеников с такой классической формой литературы, как сонет, его разработками, структурой, формой на примере шекспировских и пушкинских сонетов;

развить навыки художественного чтения стихотворений, пересказа, усовершенствовать умение анализировать материал и делать самостоятельные заключения и выводы;

воспитывать гордость и уважение по отношению к русской литературе.

Подготовка: ученики делятся на три группы:

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Последствия наркомании: психическая и физическая зависимость
Употребление наркотических веществ приводит к зависимости от них, то есть формируется наркомания - хроническое психическое заболевание. Сроки развития коротки, например, достаточно 3-5 инъекций для того чтобы человек стал наркоманом. Вся жизнь и мысли таких людей сконцентрированы на наркотиках - на ...

Современные представления об игре
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зав ...

Третий год жизни. Характеристика возраста
Во второй половине раннего возраста ведущая форма общения ребенка с взрослым остается прежней - ситуативно-деловой. Это общение, как и на предыдущем этапе, протекает на фоне предметной или игровой деятельности и побуждается потребностью в сотрудничестве с взрослым. Поэтому диагностическая ситуация, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru