Нетрадиционные формы обучения, в первую очередь, требуют поисков учителя с целью разнообразить формы урока. Любые поиски нужно приветствовать, только нужно не забывать, что поиски без издержек бывают редко. Но в подготовке разных видов и типов уроков по изучению поэзии есть сложности. Особенного внимания, на наш взгляд, требует философская лирика, потому что правильно построенное обсуждение не только заставит учеников задуматься над проблемой, но и поможет становлению гуманистической, гражданской, жизненной позиции школьника. Под правильным управлением учителя на таком уроке вырабатываются моральные принципы подростка.
"Педагогическая деятельность - творческая деятельность: учитель при подготовке нетрадиционного урока волен в выборе методов, приемов и форм обучения, которые, по его разумению, обеспечивают эффективность дидактического процесса. Однако это не означает, что педагогическая деятельность не регламентирована определенными требованиями, правилами, нормами" [Гуляков, 2006: 89].
У каждого вида профессиональной деятельности есть своя технология. У педагогической работы тоже есть своя технология - правила организации нетрадиционного урока. Чтобы урок литературы был эффективным, нужно:
1. Точно обозначить тему, дидактическую, развивающую и воспитательную цели, тип и структуру урока.
2. Обозначить значение урока в системе других, связать его с предыдущим и следующим.
3. Отобрать содержание учебного материала (определить его объем, установить связь с выученным ранее, подобрать дополнительный материал и т.д.).
4. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения, разнородные виды деятельности.
5. Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
6. Обеспечить оптимальный темп урока и единую логику развертывания деятельности учителей и учеников.
7. На практике реализовать требования, которые следуют из общедидактических и методологических принципов.
8. Установить демократический стиль управления учебой детей, создать атмосферу сотрудничества в совместной деятельности учителя и ученика.
Пришло время, чтобы учитель включился в процесс создания индивидуальных программ, чтобы именно педагоги поднимали актуальные проблемы преподавания литературы в школе.
Считаем наиболее эффективным следующий тип урока литературы: урок-деловая игра. Педагогическое осмысление приводит к выводам о том, что подготовка деловой игры начинается с разработки сценария. В проект такого урока входят: цели обучения, развитие и воспитание учеников, формулировка изучаемой проблемы, план деловой игры, содержание деятельности членов игры, правила игры. Деловая игра включает следующие этапы:
актуализация базовых знаний, мотивация деятельности учеников, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
формирование творческих групп по 3-5 человек, презентация команд (обсуждение названия, девиза, эмблемы каждой команды). В каждой игровой группе выбираются ведущие (или ответственные);
создание проблемной ситуации, формулировка проблемы;
работа в творческих группах.
Каждая команда получает творческое задание и материалы, необходимые для его выполнения, и вырабатывает свою концепцию решения проблемы:
общее обсуждение проблемы: на данном этапе совершается коллективная выработка решения проблемы.
анализ деятельности каждой команды, выведение суммарных поощрений и штрафных баллов, оценка деятельности всех участников группы.
домашнее задание.
Методическое осмысление и рекомендации.
Урок в форме деловой игры в 7 классе по теме: "Сквозь столетия в будущее" (Сонеты Уильяма Шекспира, сонеты Александра Пушкина).
Цели:
познакомить учеников с такой классической формой литературы, как сонет, его разработками, структурой, формой на примере шекспировских и пушкинских сонетов;
развить навыки художественного чтения стихотворений, пересказа, усовершенствовать умение анализировать материал и делать самостоятельные заключения и выводы;
воспитывать гордость и уважение по отношению к русской литературе.
Подготовка: ученики делятся на три группы:
Полезная информация:
Методы оценки достоверности изменений
Наибольшей популярностью при проверке гипотез о равенстве генеральных средних (математических ожиданий) пользуется t-критерий Стьюдента. Критерий Стьюдента был разработан английским химиком У.Госсетом, когда он работал на пивоваренном заводе Гиннеса и по условиям контракта не имел права открытой пу ...
Изучение организационно-педагогических условий культурно-досуговой деятельности,
способствующих проявлению и развитию социальной компетентности студента
В данной главе мы будем проверять выдвинутую нами гипотезу, а именно: организационно-педагогические условия культурно-досуговой деятельности в вузе, построенные по критериям развивающей среды влияют на проявление и развитие социальной компетентности студента. Исследование проводилось в 2003-2005 го ...
Двигательная активность и умственное развитие человека
Проблема соотношений психического и физического, умственного и моторного развития человека на протяжении длительного периода ее изучения не получила однозначного решения. В одних случаях утверждалось благотворное влияние физической, двигательной активности на психическое развитие, в других оно даже ...