Система воспитания как совокупность идей и учреждений

В данном параграфе система воспитания будет рассмотрена как совокупность идей и учреждений, охарактеризовано место и роль в ней социальных и социально-культурных институтов.

Каждое общество формирует систему воспитания подрастающего поколения в зависимости от его социальной установки. В дореволюционной России существовала тенденция к подавлению личности. Об этом писал, например, Н.А. Бердяев: "Личностей не было была однородная масса, потому что каждая личность духовно оскоплялась уже на школьной скамье . Формализм сознания лучшее нивелирующее средство в мире"

Эта же линия на нивелировку личности продолжалась и в советское время. Только нынешняя Конституция России объявила личность высшей ценностью, поставив ее на первое место. Однако реализация этого конституционного права требует реформирования всего общества, в том числе и системы воспитания подрастающего поколения.

Под системой воспитания мы понимаем формирование всесторонне развитой личности посредством различных социальных институтов.

Система идей внешкольной работы включает обеспечение целенаправленного воздействия и взаимодействия детей и подростков в свободное от учебы время, развитие творческих способностей, удовлетворение их разносторонних интересов и запросов в области культуры, создание условий для развития общественной активности и самостоятельности, обеспечение условий для отдыха детей и подростков. А всестороннее развитие личности в современных условиях предполагает формирование идейной направленности, т.е. воспитание патриота, демократа и гуманиста, соблюдающего законы природы и общества. Социально-экономическая направленность означает воспитание труженика, творца, профессионально грамотного, ответственного и делового человека. А духовное богатство включает в себя нравственную чистоту и эстетическое совершенство. Всестороннее целостное развитие личности включает в себя также и физическое совершенство.

В систему воспитания входит также система социальных, социо-культурных институтов. Попытаемся конкретизировать понятие "социально-культурный институт". Философия под социальным институтом понимает элемент социальной структуры, исторической формы организации и регулирования общественной жизни. Социология под этим же термином понимает организованную систему связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. В свою очередь необходимо подчеркнуть и широкий диапазон термина "социально-культурный институт". Им обозначаются семья, государственные и муниципальные структуры, производственные объединения и предприятия, негосударственные общественные и коммерческие организации, система народного о6разования, средства массовой информации и многочисленные специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, концертные и выставочные залы, цирки и другие концертно-зрелищные учреждения, клубы и библиотеки, спортивно-оздоровительные, курортно-санаторные учреждения и т.д.

Суть социально-культурного института состоит в том, что он организованно объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решению конкретных социально-культурных задач. Подобное целостное образование, возникающее и функционирующее, как правило, в сфере досуга, и называется социально-культурным институтом.

В завершении параграфа можно сделать следующий вывод, неотъемлемой частью системы воспитания являются социальные, социально-культурные институты. Сфера их деятельности, основные цели и задачи определяются действующей в обществе идеей воспитания, которая строится согласно нравственным и политическим реалиям времени, тем требованиям, которое общество предъявляет своему гражданину.

Полезная информация:

Психолого-педагогические основы содержания и технологий современного урока литературы
Среди многих гуманитарных предметов, включенных в программу, особое место занимает литература. Художественное произведение представляет собой некоторую знаковую модель, в которой зафиксирован его герой (человек или антропоморфизированный объект): его характер, душевные переживания, страсти, ум, вол ...

Технологическая схема создания учебных фильмов
Приступая к какому-либо делу, мы стараемся возможно детальнее представить конечный результат. Любая человеческая деятельность начинается с постановки цели, под которой понимается «предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. В качестве непосредственного мотива ц ...

Обзор методик здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольных образовательных учреждениях
На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способст ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru