Педагогический такт

Страница 2

Бестактность, элементарное неумение вести себя нравственно в конкретных ситуациях - явление нередкое и объясняется не только неэтичностью педагога и его невниманием к проблемам педагогической морали. Ведь практически воплощение морально-этических норм связано не с простым следованием традициям и образцам, а с нравтсвенно-педагогическим творчеством, требующим всякий раз самостоятельного решения, даже риска, быстрого анализа поступка, ситуации, обстоятельств. Эти умения приобретаются с возрастом и опытом.

"Стимулировать" в современном понимании значит "подталкивать, побуждать человека к чему-либо". Так уж человек устроен, что без постоянных напоминаний и поддакиваний, собственных или внешних усилий, а часто и прямого принуждения не может сдвинуться с места, недостаточно активно трудится, живет по инерции.

Было время, когда нерадивое отношение к делу расценивалось как простая лень и для преодоления этого затруднения применялось такое же простое и естественное средство - принуждение. Со временем, пришло понимание разнообразия воздействий на человека, побуждать которого к активной деятельности примитивными воздействиями становилось все труднее. В настоящее время, свободная и независимая личность требует иного подхода.

Известно, что при наличии побуждающего стимула действия человека становятся гораздо более энергичными и последовательными, чем при отсутствии такового. В современной педагогике под методами стимулирования деятельности и поведения понимаются методы воздействия на мотивационную сферу личности, целью которых является побуждение школьников к деятельности, на достижение определенных результатов, а также на улучшение своего поведения.

Задачами методов стимулирования является: 1) закрепление положительных форм поведения; 2) предупреждение и пресечение негативных поступков и проявлений; 3) формирование положительной мотивации поведения. Действенная стимуляция порой побуждает учащегося работать на таком уровне, которого, от него на первый взгляд, трудно ожидать, стимуляция побуждает учащегося "выкладываться".

Поощрение и наказание как методы стимулирования деятельности школьников являются не только, наиболее известными среди древних методов стимулирования деятельности, но и часто применяемыми и в настоящее время.

Поощрение - это положительная оценка действий воспитанника, которая закрепляет положительные навыки и привычки. Этот метод основан на побуждении положительных эмоций, которые вселяют в него уверенность, создают приятный настрой и повышают ответственность и работоспособность.

Наказание-это метод педагогического воздействия, который направлен на торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины, стыда и раскаяния.

Выделяют следующие виды поощрения и наказания:

1. Поощрения и наказания, связанные с изменением в правах детей.

2. Поощрения и наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.

3. Поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями.

Назначение данной классификации - помочь при анализе разнообразных реальных жизненных ситуаций. Она позволяет педагогам в каждом конкретном случае выбирать такие виды и формы поощрения и наказания, их сочетания, которые наилучшим образом стимулируют и корректируют деятельность школьников.

В курсовой работе было сосредоточенно внимание на наиболее основных видах и формах поощрения и наказания, которые наиболее часто используются в качестве методов стимулирования деятельности школьников.

Основными формами поощрения являются: одобрение, похвала, награждение, благодарность, предоставление почетных или дополнительных прав, присвоение различных почетных званий, присуждение почетного места в соревновании.

Основные формы наказания: замечание, порицание, неодобрение, лишение удовольствия, лишение или ограничение прав или же наложение дополнительных обязанностей, исключение из школы или перевод в другой класс.

Обычно в практике обучения воспитания детей виды и формы поощрения и наказания не выступают в "чистом виде", а определенным образом сочетаются в тех или иных конкретных педагогических ситуациях. Так как методы поощрения и наказания требуют соблюдение определенных условий, тщательного анализа ситуации и известной осторожности, определяющих эффективность этих методов, то существует определенная технология применения поощрений и наказаний. Технология поощрения:

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Подготовка к сбору данных
После выбора проблемы для исследования нужно предложить учащимся обдумать возможные ответы на вопросы, могущие возникнуть при решении проблемы; при этом важно достаточно четко сформулировать каждый аспект предварительного ответа, чтобы облегчить сбор данных в поле. На этом этапе следует решить, дол ...

Утомление при физической и умственной работе. Восстановление
Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительным образом сказывается на умственной и физической работоспособности ...

Становление и развитие информационной культуры личности
Человечество вступило в этап истории, одной из главных примет которого являются перемены. Эти перемены коренным образом отличаются от тех, что происходили в прошлом. Им свойственны: непрерывность, стремительность, тенденция к ускорению, глобальный характер. Они касаются всей планеты и практически в ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru