Контрольная диагностика готовности к переходу в среднюю школу, детей участвующих в эксперименте

Страница 2

(в % от общего числа детей)

Таким образом, если обобщать результаты исследования уровня самооценки детей после эксперимента, можно сделать следующие выводы.

Можно заметить, что уровень самооценки и рефлексии как способности детей, после эксперимента значительно возрос. Адекватное оценивание своих учебных действий и нравственных качеств возросло на 25%. Количество детей с заниженной самооценкой уменьшилось на 25%, а количество детей, демонстрировавших ранее завышенную самооценку, осталось на том же уровне. Однако следует отметить, что все дети после эксперимента стали проявлять большую активность, и их действия не ограничивались только «хвастовством» по поводу своих возможностей. Свои неудачи дети стали больше связывать со своими дефицитами, при этом оставаясь уверенным в своих силах. Это может говорить о содержательном наполнении их самооценки, о более высоком уровне их рефлексивных способностей.

Если говорить об уровни развития рефлексии, то практически у половины детей уровень стал средним, что свидетельствует о более адекватном оценивании себя и своих возможностей.

В контрольной же группе детей уровень самооценки не только не возрос, но у 25% детей он даже оказался ниже. Возможно это следствие переходного возраста, сопровождающегося кризисом самооценки.

3. Контрольная диагностика произвольности, самостоятельности, организованности, коммуникативных способностей.

Проводилась при помощи наблюдений за детьми в процессе проведения КТД, а также в различных сферах их жизнедеятельности.

По результатам наблюдений можно сделать следующие выводы.

Дети, испытывавшие ранее большие трудности к организации своего поведения, теперь более способны самостоятельно распланировать свою деятельность, проследить за ее выполнением, для этого самостоятельно составляют планы на день. Большинство детей намного эффективнее стали выполнять домашние задания, намного эффективнее стали планировать свое учебное и свободное время. Многие самостоятельно справляются с выполнением домашнего задания, организуют свое рабочее место, но при этом все равно требуют проверки со стороны взрослого.

При подготовке к совместным мероприятиям дети стали более раскованно предлагать свои идей, более ответственно подходить к выполнению своих обязанностей. Дети чаще стали доводить начатое дело до конца. При анализе своего поведения чаще обращают внимание на себя, а не на внешние обстоятельства.

Вспышки агрессии стали проявляться значительно реже. Дети стараются прислушиваться к мнениям других, используют более адекватные просьбы о помощи, при возникновении у них определенных трудностей. Попытки договариваться, распределять обязанности стали проявляться значительно чаще.

Дети стали более активны в жизни детского дома и в школьной жизни. В школе стали чаще выходить к доске, стало больше друзей среди одноклассников.

Однако наряду с этими заметными изменениями, дети все равно требуют контроля со стороны взрослых, контроля за правильностью выполнения ими какого-либо дела. Это может говорить либо о том, что дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, нуждаются в положительном внимании со стороны взрослых, либо о наличии определенной неуверенности в своих действиях.

В настоящей главе данной работы нами было проведено исследование:

Во-первых, условий жизнедеятельности воспитанников учреждения интернатного типа, детского дома им. Х.М. Совмена, влияющих на формирование готовности к переходу детей в среднюю школу;

Во-вторых, исследовался изначальный уровень готовности к переходу в среднюю школу: мотивационно-потребностная сфера, уровень самооценки, уровень рефлексиных способностей, уровень коммуникативных способностей, а также произвольность, самостоятельность поведения воспитанников детского дома им. Х.М. Совмена;

В-третьих, проводилась работа по формированию готовности к переходу в среднюю школу у воспитанников детского дома им. Х.М. Совмена;

В-четвертых, проводилась контрольная диагностика готовности к переходу в среднюю школу детей экспериментальной и контрольной групп.

Исследование условий жизнедеятельности воспитанников, детского дома им. Х.М. Совмена, показало, что критерии, способствующие развитию у детей психологической готовности к переходу в среднюю школу, либо вовсе отсутствуют, либо присутствуют, но в недостаточных количествах.

Соответственно, воспитанники данного учреждения. как показало исследование, характеризуются низким уровнем готовности к переходу в среднюю школу: низкими коммуникативными способностями, низким уровнем самостоятельности и произвольности, низким уровнем рефлексии, неадекватной самооценкой, низкой познавательной мотивацией.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Умственное развитие младшего школьника
Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его пока что не представляется возможным. Различные решения этого вопроса, предлагаемые учеными-педагогами и практиками-преподавателями, почти всегда связаны с опытом применения определен ...

Принцип наглядности
Специфика учебной дисциплины «Инженерная графика» такова, что в ней дидактический принцип доступности изучаемого материала неразрывно связан с дидактическим принципом наглядности. Чувственное восприятие играет большую роль в трудовом обучении, но представляет лишь начальную ступень познания. Следую ...

Методы и принципы воспитания
Педагог И.П. Подласый выделяет следующие принципы и методы воспитания. Принципы воспитания - это общие исходные положения, в которых выражаются основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Методы воспитания - путь достижения цели воспитания, способы воздействия н ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru