Совместная деятельность как средство развития ребенка

Страница 3

Итак, в результате организации совместной деятельности и общения детей друг с другом и с другими взрослыми, взрослый получает возможность влиять на развитие ребенка, через его интересы, увлеченность, творчество. В процессе совместной деятельности дети учатся работать в группе, получают навыки сотрудничества, кооперации, разделения труда; развиваются ответственность, взаимопомощь, самоконтроль. Они учатся объективно оценивать себя и окружающих, соотносить свои интересы с намерениями других и общей целью. Развиваются межличностные отношения, эмпатия, уважение чужого мнения и труда. В групповой работе дети учатся нести ответственность за свою деятельность и поступки, находить компромисс, избегать конфликтов и мирно решать их в случае необходимости.

Таким образом, в совместной деятельности, как разновидности ведущей деятельности подросткового возраста, возможна реализация основных подростковых потребностей, компенсация дефицитов жизни в детском доме и обеспечение готовности детей к переходу в среднюю школу, за счет реализации необходимых для этого условий. Так, за счет предоставления свободы и самостоятельности возможно формирование самостоятельности и произвольности; за счет реального общения в ходе совместной деятельности возможно формирование коммуникативной компетентности, положительной самооценки; за счет организации пространства для рефлексии в совместной деятельности возможно развитие рефлексивных способностей, осознанности поведения и собственно теоретического мышления; за счет организации игровой деятельности – развитие произвольности, социальной компетентности, коммуникативных способностей. Организованная таким образом ведущая деятельность подросткового возраста, это пространство проб самостоятельного поведения, самостоятельной организации, планирования, осуществления значимой деятельности, пространство реального речевого общения, пространство для игровой деятельности.

В совместной развивающей деятельности, как разновидности педагогически организованной ведущей деятельности подросткового возраста, взрослый не подавляет детскую самостоятельность, инициативу и творчество, а, наоборот, поощряет к активности ребенка и принятию самостоятельных решений, выступает как помощник, советчик, демонстрируя самостоятельное, ответственное поведение, «передавая» способы его осуществления детям.

Для того, чтобы совместная деятельность ребенка и взрослого, носила развивающий характер и удовлетворяла потребностям подросткового возраста она, по-нашему мнению, должна иметь следующую структуру:

Совместное планирование деятельности, распределение обязанностей, ответственности;

Совместная подготовка;

Совместная реализация;

Совместное подведение результатов, итогов, обсуждение.

Организуя все эти этапы совместной деятельности, взрослый должен опираться на следующие принципы работы:

Совместное планирование деятельности. При планировании совместной деятельности воспитатель советуется с детьми, охотно принимает всякое их предложение и т.п. Это способствует формированию единой мотивации работать вместе;

Предоставление самостоятельности и свободы действий, пространства для проб. Воспитатель побуждает к активности ребенка, принятию самостоятельных решений, поддерживает различные формы проявления самостоятельности и активности детей; предоставляет определенную свободу деятельности; Поощряет авторство ребенка во временной организации собственной жизнедеятельности (участия в регламентации собственного времени, собственной деятельности, самостоятельная установка режима дня и т.п.);

Индивидуальная помощь и поддержка каждому ребенку. Воспитатель оказывает поддержку каждому ребенку, помогает справиться с трудностями, указывает способы деятельности, способы преодоления трудностей, но не делает это за ребенка; создает ситуации успеха, поддерживает уверенность ребенка в своих силах.

Организация пространства для рефлексии для осознания последствий своих действий, своих дефицитов, трудностей, своих успехов и достижений. Наблюдая за самостоятельными действиями детей, воспитатель задает вопросы, (типа: «Что ты делаешь?», «Что ты хочешь делать с этой вещью?», «Как ты это собираешься делать?», «Что тебе для этого нужно?»), переводя, таким образом, действия ребенка в область сознательного, организуя реальное общение. Взрослый координирует действия ребят, выступает регулировщиком взаимоотношений межу детьми, сглаживает конфликты, учитывая особенности каждого ребенка.

Наша гипотеза, заключается в том, что для формирования готовности к переходу в среднюю школу у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, в связи с особенностями их жизнедеятельности, необходима педагогическая организация ведущей деятельности подросткового возраста.

Мы считаем, что специальным образом организованная ведущая деятельность, а именно совместная деятельность ребенка и взрослого, основанная на принципах авторства, свободы и самостоятельности, каждого участника процесса, позволяет обеспечить более успешный переход ребенка из детского дома в среднее звено школьного обучения.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Формирование правильного дыхательного процесса у детей старшего дошкольного возраста
Исходя из полученных результатов, выявленных в ходе констатирующего эксперимента, нами была разработана система комплексов дыхательных гимнастик по методике Стрельниковой.А.Н. Данная система включает в себя два комплекса дыхательной гимнастики. Каждый комплекс рассчитан на две недели: - в первую не ...

Закрепление и углубление материала на второй закон Ньютона
Для закрепления и углубления материала на второй закон Ньютона рассматривают главным образом тренировочные задачи, позволяющие усвоить формулу и единицы измерения входящих в нее величин. При решении задач нужно научить учащихся определять направление векторных величин, особенно ускорения. В соответ ...

Воспитательная работа мастера в процессе изучения темы
Воспитывающая функция процесса обучения проявляется в том, что обучение постоянно-независимо от того, как рассматривает этот процесс мастер воспитывает учащихся. Это объективная закономерность процесса обучения, обучения нейтральны в смысле воспитания быть не может. Воспитание в отличие от обучения ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru