Проблемы перехода из младшей школы в среднее звено обучения

Страница 2

Еще одним фактором, который может способствовать возникновению определенных трудностей в средней школе, является падение авторитета учителя, и возрастающая роль сверстников. Выше мной было отмечено, что в младшей школе авторитет учителя очень высок, его оценки значимы. Соответственно, партнеров по общению ребенок выбирает, опираясь на учительские оценки, на успехи в учебе. К концу 3 класса появляется иная мотивация межличностных выборов, связанная с независимой оценкой личностных достоинств и форм поведения партнера. Дети начинают иначе смотреть друг на друга. Появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личных взаимоотношений в классе, складывается достаточно устойчивый статус ученика, причем именно неблагополучный статус имеет тенденцию сохраняться при переходе из начальных классов в средние. Нерешенные, неустраненные вовремя трудности в обучении, вызванные недостаточным уровнем знаний, навыков, неразвитым умением учиться, обостряются. Поэтому важным является поддержание успешного усвоения программного материала учащимися младшей школы.

Статус, в свою очередь, тесно связан с формированием самооценки. В младшем школьном возрасте самооценка «инспирируется» учителем на основании результатов учебы ребенка. К концу младшей школы возросший интерес детей друг к другу приводит к корректировке оценок учителя, во внимание принимаются неучебные характеристики [9, 10]. Таким образом, общение со сверстниками приобретает определяющий фактор для формирования самооценки. Отсюда если ребенок не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит» из школы и психологически, и даже буквально. Часто в основе ухудшения успеваемости лежит нарушение общения со сверстниками. В младшем школьном возрасте решение проблемы успеваемости часто вторично приводит и к гармонизации сферы общения со сверстниками, к повышению самооценки. В подростничестве только наоборот – снятие напряженности в общении, ослабление личностных проблем может повлечь улучшение успеваемости.

В переходный период можно говорить о возникновении кризиса самооценки. К 5 классу возрастает количество негативных самооценок детей. Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших подростков потребность в общей положительной оценке своей личности, и эта потребность становится основой благополучного личностного развития ребенка в дальнейшем.

Таким образом, в младшем подростковом возрасте возникают следующие особенности:

падение авторитета учителя и возрастающая роль сверстников, стремление к автономии от взрослого;

смена учебной мотивации, преобладание социальных мотивов над учебными;

возникновение кризиса самооценки, предвзятое отношение к себе, к своим способностям.

Итак, мы описали проблемы, связанные с изменением линии развития детей, т.е. собственно психологические проблемы. Сейчас рассмотрим проблемы, связанные с изменением формы и содержания учения в средней школе.

Переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. Рассмотрим их.

Первое, что необходимо отметить, это проблема встречи с новыми учителями. Учителей становится много, каждый со своими требованиями, со своим стилем обучения, с разным объемом материала, с разными подходами к детям. Учителя, как правило, плохо знают своих учеников, их сильные и слабые стороны, их представления о «хорошем» учителе. Ошибки учителей в данной ситуации и неоправданные детские надежды по поводу отношения к ним педагогов являются источниками трудностей в школьной адаптации. Вследствие чего, перед детьми возникает необходимость приспособления ко многим, перестраивания на новые способы преподавания. Встает необходимость умения взаимодействовать со многими людьми.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Дидактические условия применения информационных технологий обучения в ВУЗе
Анализ педагогической практики и передового опыта применения ИТО в системе профессиональной подготовки специалистов, а также результаты проведенного в Военном институте правительственной связи экспериментального обучения с использование фрагментов компьютеризированных учебников и компьютерных лабор ...

Сравнительный анализ методики формирования понятия дроби в учебниках математики для 5–6 классов
Одной из целей обучения учащихся является развитие навыков работы с книгой. Многие учащиеся с большим трудом могут самостоятельно по книге изучать новый материал, это связано в первую очередь с тем, что они по разным причинам не в состоянии отделить главное от второстепенного. Тем не менее, самосто ...

Значение педагогического творчества И.Г. Песталоцци
И.Г. Песталоцци по праву можно назвать основателем подлинно народной школы. Исходя из выдвинутых им теоретических положений, он обосновал методику обучения родному языку, считая, что речь нужно развивать планомерно и последовательно, одновременно обогащая представления детей об окружающем мире. И.Г ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru