Проблемы перехода из младшей школы в среднее звено обучения

Страница 2

Еще одним фактором, который может способствовать возникновению определенных трудностей в средней школе, является падение авторитета учителя, и возрастающая роль сверстников. Выше мной было отмечено, что в младшей школе авторитет учителя очень высок, его оценки значимы. Соответственно, партнеров по общению ребенок выбирает, опираясь на учительские оценки, на успехи в учебе. К концу 3 класса появляется иная мотивация межличностных выборов, связанная с независимой оценкой личностных достоинств и форм поведения партнера. Дети начинают иначе смотреть друг на друга. Появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личных взаимоотношений в классе, складывается достаточно устойчивый статус ученика, причем именно неблагополучный статус имеет тенденцию сохраняться при переходе из начальных классов в средние. Нерешенные, неустраненные вовремя трудности в обучении, вызванные недостаточным уровнем знаний, навыков, неразвитым умением учиться, обостряются. Поэтому важным является поддержание успешного усвоения программного материала учащимися младшей школы.

Статус, в свою очередь, тесно связан с формированием самооценки. В младшем школьном возрасте самооценка «инспирируется» учителем на основании результатов учебы ребенка. К концу младшей школы возросший интерес детей друг к другу приводит к корректировке оценок учителя, во внимание принимаются неучебные характеристики [9, 10]. Таким образом, общение со сверстниками приобретает определяющий фактор для формирования самооценки. Отсюда если ребенок не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит» из школы и психологически, и даже буквально. Часто в основе ухудшения успеваемости лежит нарушение общения со сверстниками. В младшем школьном возрасте решение проблемы успеваемости часто вторично приводит и к гармонизации сферы общения со сверстниками, к повышению самооценки. В подростничестве только наоборот – снятие напряженности в общении, ослабление личностных проблем может повлечь улучшение успеваемости.

В переходный период можно говорить о возникновении кризиса самооценки. К 5 классу возрастает количество негативных самооценок детей. Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших подростков потребность в общей положительной оценке своей личности, и эта потребность становится основой благополучного личностного развития ребенка в дальнейшем.

Таким образом, в младшем подростковом возрасте возникают следующие особенности:

падение авторитета учителя и возрастающая роль сверстников, стремление к автономии от взрослого;

смена учебной мотивации, преобладание социальных мотивов над учебными;

возникновение кризиса самооценки, предвзятое отношение к себе, к своим способностям.

Итак, мы описали проблемы, связанные с изменением линии развития детей, т.е. собственно психологические проблемы. Сейчас рассмотрим проблемы, связанные с изменением формы и содержания учения в средней школе.

Переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. Рассмотрим их.

Первое, что необходимо отметить, это проблема встречи с новыми учителями. Учителей становится много, каждый со своими требованиями, со своим стилем обучения, с разным объемом материала, с разными подходами к детям. Учителя, как правило, плохо знают своих учеников, их сильные и слабые стороны, их представления о «хорошем» учителе. Ошибки учителей в данной ситуации и неоправданные детские надежды по поводу отношения к ним педагогов являются источниками трудностей в школьной адаптации. Вследствие чего, перед детьми возникает необходимость приспособления ко многим, перестраивания на новые способы преподавания. Встает необходимость умения взаимодействовать со многими людьми.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Принцип построения интегрированного курса
В современном образовании разработан ряд концепций личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, В.В. Сериков, Н.И. Алексеев и др.), предполагающих различные технологии, в каждой из которых «оригинально сочетаются социально- педагогический, предметно-дидактический и пс ...

Развитие моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи
Задачи коррекционных занятий: 1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. 2. Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для неё специальное время. 3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру. 4. Учит ...

Инновационные образовательные учреждения
Модернизация системы отечественного образования, определяющая интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющаяся условием ее процветания и развития, требует от каждого образовательного учреждения поисков путей и механизмов постоянного обновления, повышения эффективности деятельности и улучшен ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru