Младший школьный возраст

Страница 2

Согласно теории Э. Эриксона, младший школьный возраст характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с предписанными правилами. Базисное противоречие возраста - это противоречие между трудолюбием и неполноценностью. Чувство трудолюбия, по Эриксону, развивается у детей, когда они начинают обучаться в школе. Опасность на этой стадии кроется в возможном появлении чувства неполноценности, т.е. сомнении в своих силах, в своей способности эффективно жить в существующем мире. Поэтому на этом этапе необходимо способствовать развитию у ребенка уверенности в себе, создавая ситуации успеха, а также необходимо «поддерживать в ребенке положительную идентификацию с теми, кто знает вещи и знает, как делать вещи». Подчеркивая ребенку, что он может сделать, можно предотвратить определенную спутанность идентичности, и решить задачу подросткового возраста.

При поступлении в школу особую роль в жизни ребенка начинает играть учитель. Именно на нем оказывается замкнутым эмоциональное самочувствие ребенка, оценки учителя становятся определяющими. Негативные высказывания учителя впечатываются в сознание детей, а это напрямую влияет на самооценку ребенка. Кроме того, для детей огромное значение приобретает школьная отметка, как показатель своей успешности. Ведь реализация мотива принадлежности к школе, классу может быть достигнута, прежде всего, через успешную учебу, она способствует поднятию авторитета среди сверстников. Ш.А. Амонашвили вообще рекомендовал воздерживаться от низких отметок, т.к. они вызывают у детей чувство тревожности и беспокойства.

В младших классах у ребенка происходит изменение в его взаимоотношениях с окружающими. Увеличивается время, отводимое на общение. Изменяется его содержание, выделяется особое, деловое общение со взрослым. Как было отмечено выше, авторитет учителя очень высок, его оценки значимы. Соответственно, партнеров по общению ребенок выбирает опираясь на учительские оценки, на успехи в учебе.

Исследования Г.А. Цукерман показали, что младший школьный возраст условно можно разделить на две фазы. Она приводит факты, которые свидетельствуют о том, что мотивация учения детей в первые два года обучения значительно отличается от мотивации на 3-4 год обучения. Показано, что в первые два года школьного обучения, ведущим мотивом является вовлеченность в поиск разрешения предметно-понятийных противоречий, задаваемых учебным материалом, на третьем-четвертом году обучения происходит смена ценностно-мотивационных механизмов включения ребенка в учебную общность: на первый план выступают социально-психологические мотивы, связанные с самоутверждением, самоуважением, самопринятием себя как члена учебного сообщества.

Наличие в сознании младшего школьника таких мотивов как признание, одобрение взрослым, получить высокую оценку позволяет педагогам через них оказывать положительное влияние на личность ребенка. Но нужно быть очень осторожными с такой открытостью детей, т.к. это напрямую касается такого личностного образования как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослыми ребенку. У младших школьников, в отличие от дошкольников, уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, заниженные и завышенные. Оценки взрослых тем более важны в формировании мотива достижения успеха и мотива избегания неудач. Если взрослые наказывают ребенка за неудачу и мало поощряют за успехи, то формируется второй мотив, не являющиеся стимулом к достижению успеха.

Итак, младший школьный возраст является сензитивным для:

Формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;

Развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;

Раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;

Развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

Становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и к окружающим;

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Оснащение и оборудование рабочего места учителя
Учитель – полноправный хозяин кабинета, поэтому комплектация кабинета учебным оборудованием в большей мере его вкусы и склонности, его методические приемы, педагогические интересы. Однако оборудование кабинета, позволяющее вести эффективное преподавание иностранного языка при всем разнообразии вкус ...

Психологическое образование в России
Российское высшее образование по психологическим специальностям и направлениям дает широкую гуманитарную и социально-экономическую подготовку. В связи с этим в перечень учебных дисциплин включаются такие предметы, как философия, логика, этика, эстетика, экономика, иностранный язык, история, право, ...

Личностно-ориентированный подход в процессе обучения
Академик В.В. Давыдов писал: «Существовало такое массовое начальное образование, в котором учебная деятельность детей была крайне свернута, а ее содержание было сведено в основном к эмпирическим знаниям и утилитарным умениям». Это высказывание известного ученого можно целиком отнести к традиционной ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru