Средства обучения в дистанционном образовании

В образовательном процессе ДО используются как традиционные, так и инновационные средства обучения, основанные на применении компьютерной техники и телекоммуникаций и прочих новых информационных технологий.

Применительно к современному образованию корректнее использовать термин "программно-технические средства обучения".

Программно-технические средства, разработанные для проведения дистанционного обучения, должны решать следующие педагогические задачи:

предоставлять возможность самостоятельного обучения и компьютерного тестирования;

обеспечивать удобный способ передачи учебного материала;

поддерживать общение и совместную работу учащихся, способствовать коллективному взаимодействию.

Средства обучения. При дистанционном обучении могут широко использоваться разнообразные обучающие средства:

учебные книги, пособия, справочники и дидактические материалы на печатной основе;

звуковые пособия;

аудиовизуальные пособия;

электронные учебные материалы (электронные учебники);

компьютерные программы учебного назначения (вспомогательные).

В ДО широко используются как печатные, так и электронные учебные издания. При разработке дидактических печатных и электронных материалов для ДО необходимо руководствоваться следующими принципами:

учебные пособия по полноте содержания должны быть составлены таким образом, чтобы минимизировать обращение обучающегося к дополнительной учебной информации;

при построении структуры учебного материала в пособии целесообразно использовать модульный принцип;

должны быть приведены подробные инструкции по изучению материала и организации самостоятельной работы;

обязательными элементами в учебном пособии должны быть контрольные задания, толковые словари, вопросы для самопроверки с ответами, тренировочные задания.

Электронные учебные материалы представляет собой электронный вариант печатных учебных материалов, но обладают рядом положительных свойств:

компактность хранения в памяти компьютера или на внешнем носителе;

возможность оперативного внесения изменений;

возможность организации непоследовательного изучения материала с помощью гиперссылок;

возможность использования богатых мультимедийных средств (аудио, видео, графика, анимация);

возможность организации интерактивного взаимодействия между учащимся и учебником;

передача на большие расстояния с помощью средств телекоммуникации.

Современные электронные учебники (автоматизированные обучающие программы) способны решать следующие задачи:

индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

визуализация учебной информации;

моделирование и имитация изучаемых процессов или явлений;

осуществление контроля с диагностикой ошибок и с обратной связью;

осуществление самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности;

развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного, теоретического);

усиление мотивации обучения (например, за счет изобразительных средств или использования игровых ситуаций).

Дидактические звуковые и аудиовизуальные учебные материалы широко используются не только в дистанционном образовании, но и в традиционном. В настоящее время в основном записываются на аудиои видеокассеты, лазерные компакт-диски или просто передаются в электронном виде по компьютерной сети.

Полезная информация:

Узнавание, воспроизведение и припоминание
Воспроизведение – существенный компонент памяти. Воспроизведение может протекать на трёх уровнях: узнавание, само воспроизведение, припоминание. Узнавание – самая простая форма воспроизведения. Узнавание – это появление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо. Воспроизведение – более ...

Характеристика детей с общим недоразвития речи
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохраненным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклоне ...

Модель «Дидактический анализ»
Поскольку образовательный процесс является целостным, полезно представить его посредством модели. Модель «Дидактический анализ» одна из многих, используемых в педагогике для визуализации образовательного процесса (процесса воспитания и обучения). Как и любая другая модель, Д.А. Модель имеет свои ог ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru