Характеристика качеств навыков чтения

Образование и воспитание » Развитие навыков чтения у детей » Характеристика качеств навыков чтения

Страница 1

Чтение — важный вид речевой деятельности, который вначале выступает только в качестве предмета обучения, затем становится средством обучения и развития детей.

В чтении, как и в любой деятельности, выделяются такие основные компоненты, как мотивационно-целевой, исполнительный и контрольный. Под мотивационно-целевым компонентом понимается умение определять цель своей работы с книгой, ставить конкретные задачи при чтении учебной литературы. Исполнительный компонент включает технику чтения и переработку воспринятой из текста информации (запоминание, осмысление, понимание прочитанного).

Умение соотнести полученный результат с поставленной целью составляет сущность контрольного компонента. От уровня овладения чтением в широком понимании (как учебно-речевой деятельностью) зависит успех усвоения детьми знаний по различным предметам курса начальной школы. навык чтение дети упражнение

Процесс формирования навыка чтения, по Т.Г. Егорову, проходит три этапа: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

На аналитическом этапе дети овладевают частями целого. Сначала на основе звукового анализа слове усваивают звуко-буквенные обозначения и овладевают механизмом чтения слога, затем — объединением слогов в слова (слоговым чтением). Сознательной целью обучающегося, которую ставит перед ним педагог и для достижения которой он дает ученику соответствующие приемы, является воссоздание звуковой формы слога и слова по графической модели.

Понимание прочитанного выступает здесь не как основная задача, а скорее как способ контроля за правильностью действия: понял — значит правильно прочел. Таким образом, на аналитическом этапе овладения чтением это действие реально выступает только в качестве предмета обучения. (Для детей оно может служить средством достижения какой-либо игровой цели.)

Синтетический этап овладения чтением состоит из двух ступеней. Первая ступень характеризуется становлением целостных приемов чтения на уровне слова, а затем словосочетания (предложения). Действие воссоздания звуковой структуры слова, актуально осознаваемое на предыдущем этапе обучения чтению, постепенно сворачивается, переходит во внутренний план, превращаясь в операцию в составе нового сознательного действия — осмысления предложения. Это начало фразового чтения.

Следующая ступень синтетического чтения — контекстное чтение, при котором налицо интонационное объединение предложений. Здесь усилия учащихся направлены на осмысление связного текста.

Как видим, только начиная с синтетического этапа овладения чтением, когда ребенок овладевает слитным чтением слова и плавным чтением предложения, это действие может использоваться как средство обучения. Лишь владея целостными приемами чтения, ребенок способен осмыслить текст математической задачи, вопрос или задание к тексту и т.д. Необходимость в этом возникает уже в I классе, а начиная со второго овладение достаточно совершенным навыком сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения все больше превращается в одно из условий общего развития детей.

Таким образом, возникает необходимость в формировании у шестилетних детей (в период обучения грамоте) начатков синтетического чтения, чтобы оно как можно раньше могло стать «инструментом учения» (В.А. Сухомлинский). Чем раньше дети овладевают фразовым чтением, тем скорее они смогут перейти к контекстному чтению, а затем на этап автоматизации навыка.Вместе с тем все известные методики обучения детей грамоте практически ограничиваются этапом обучения чтению слогов.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Рекомендации педагогам по развитию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста
На протяжении дошкольного возраста внимание ребенка становится не только устойчивее, шире по объему, но и эффективнее. Особенно это проявляется в формировании у ребенка произвольного действия. Произвольное внимание тесно связано с речью. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в свя ...

Роль игровой деятельности в развитии личности ребенка
В ряде исследований советских психологов было показано, что в игре дети намного опережают свои возможности в сфере овладения своим поведением, организацией себя на достижение или преобразование чего-либо. В ролевой игре образ поведения другого человека выступает для ребенка как регулятор его собств ...

Физическая подготовленность юных атлетов
Изменения результатов в жиме лёжа. До начала контрольно-педагогических испытаний все юные атлеты выполняли специальную разминку в течение 10-12 мин. Особенно тщательно разминались мышцы плечевого пояса, поясницы и спины. Все испытуемые начинали выполнение контрольных упражнений с такого веса штанги ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru