Исследование особенностей непроизвольного запоминания у старших дошкольников в условиях различного восприятия информации

Образование и воспитание » Изучение особенностей непроизвольного запоминания » Исследование особенностей непроизвольного запоминания у старших дошкольников в условиях различного восприятия информации

Страница 4

Количественный анализ

Проведя проверку статистической значимости различий между показателем непроизвольного запоминания у мальчиков и девочек внутри каждой подгруппы, а также между показателем у мальчиков и девочек в целом по всей выборке, можно сказать, что различия по данному показателю статистически незначимы. То есть, существенной разницы между мальчиками и девочками по показателю непроизвольного запоминания не выявлено. (см. приложение №3)

Анализируя данные по показателю непроизвольного запоминания в первой подгруппе в динамике (1 и 3 этапы исследования), полученные с помощью математической обработки по Т-критерию Вилкоксона, можно сказать, что тенденции к улучшению запоминания (увеличению объема запоминаемой информации) не наблюдается, также не наблюдается тенденции к ухудшению запоминания. Рассматривая аналогичные данные во второй подгруппе, можно сказать, что присутствует тенденция к ухудшению запоминания (уменьшению объемов запоминаемой информации). (см. приложения №4,5). На третьем этапе исследования, дошкольникам вместо 6 групп карточек (27 элементов), как на первом этапе, было предложено 9 групп (40 элементов). Таким образом, условия эксперимента усложнились; было выдвинуто предположение, что в первой подгруппе будет происходить сдвиг в сторону улучшения показателей запоминания либо не будет сдвигов ни в сторону улучшения, ни в сторону ухудшения показателей. А во второй подгруппе ожидался сдвиг в сторону ухудшения показателей запоминания. Таким образом, мы видим положительное влияние формирующего эксперимента в первой подгруппе – несмотря на усложнение условий запоминания, показатели не только не уменьшаются, но в некоторых отдельных случаях даже увеличиваются. Во второй подгруппе мы видим недостаточное влияние формирующего эксперимента – показатели непроизвольного запоминания уменьшаются. Тем не менее, в условиях усложнения ситуации эксперимента значительного ухудшения показателей непроизвольного запоминания во второй подгруппе не наблюдается, что может свидетельствовать о положительном, но недостаточном, влиянии формирующего эксперимента (с действием с картинками). Итак, мы можем сказать, что, формируя у детей умение классифицировать, действуя при этом реальными предметами – игрушками, мы стимулируем развитие непроизвольной памяти. Обучая детей классификации, оперируя изображениями, увеличения показателей произвольной памяти не наблюдается.

Следует также проанализировать и сравнить результаты, полученные в нашей работе с результатами исследования Л.М. Житниковой. По итогам нашей работы, мы видим, что дошкольники (особенно первой подгруппы) в условиях усложнения задания (27 (6) картинок на 1 этапе – 40 (9) на втором) не ухудшают свои результаты, а даже в отдельных случаях их улучшают. Дети быстрее справляются с заданием на классификации, допускают меньшее число ошибок и четче определяют (называют) группы картинок. Это может свидетельствовать о том, что действие классификации перешло на речевой (45% дошкольников активно пользовались речью для распределения карточек по группам и определения этих групп) и на умственный этапы (30% дошкольников молча, быстро и практически без ошибок (1–2) распределяли все карточки по группам).

Л. Житникова говорит о том, что к концу обучения (обучения классификации) все старшие дошкольники научились самостоятельно намечпть группы классификаций, мысленно распределять по ним картинки, т. Е. осуществлять классификацию с опережающим словесным обобщением. Результаты нашей работы несколько отличаются – не все дети в ходе нашего исследования научились самостоятельно, мысленно распределять картинки по группам. Это может быть связано с различиями в процессе исследования – в нашей работе обучение проходило в один групповой этап (в отличие от исследования Л. Житниковой, где с каждым ребенком обучение проходило в несколько этапов), а также из-за того, что условия усложнялись в ходе работы.

В процессе обучения, отмечает Житникова, старшие дошкольники также допускают ошибки в классификации. Они иногда определяют картинки в группы по каким-либо внешним признакам. Но эти ошибки вызываются большей легкостью ситуативных обобщений, т.е. обобщений, возникающих на основе каких-либо житейских ситуаций. Чаще весго такие ошибки возникали в качестве «поспешных» обобщений, когда ребенок еще недостаточно ознакомился со всеми предъявленными картинками. Недостаточным анализом всего материала объясняется и другая ошибка – нарушение порядка классификации: не отыскав всех картинок одной группы, ребенок переходит к созданию другой. В нашей работе мы также отмечаем то, что дошкольники допускают некоторые ошибки после обучения и эти ошибки аналогичны ошибкам в исследовании Л.М. Житниковой.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Организация внеклассной работы по русскому языку
В Основных направлениях реформы общеобразова­тельной и профессиональной школы сказано: «Свобод­ное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различн ...

Прагматическая педагогика Джона Дьюи
Джон Дьюи (1859—1952) — американский философ, психолог и педагог, видный представитель прагматизма (от греческого pragma—дело, действие; философия действия), ведущего направления в философии и педагогике в Соединенных Штатах Америки. В качестве критерия истины прагматисты признают пользу, при этом ...

Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников
Термин "полевая" экология не является общепринятым в российском экологическом образовании и был введен в практику образования автором данной статьи в начале 90-х годов. Под этим словосочетанием мы понимаем такие формы и методы экологического образования, которые помогают учащимся непосред ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru