Исследование особенностей непроизвольного запоминания у старших дошкольников в условиях различного восприятия информации

Образование и воспитание » Изучение особенностей непроизвольного запоминания » Исследование особенностей непроизвольного запоминания у старших дошкольников в условиях различного восприятия информации

Страница 2

Методы математической обработки данных

Для оценки различий между двумя выборками по уровню выраженности одного признака использовался U-критерий Манна-Уитни. При помощи такой обработки мы получили результаты статистической значимости различий между мальчиками и девочками внутри основной и контрольной групп, а также между мальчиками и девочками обеих групп.

Для сопоставления показателей, полученных на одной и той же выборке испытуемых, но в разных условиях, использовался Т-критерий Вилкоксона. С помощью этого критерия мы посмотрели, является ли сдвиг показателей непроизвольного запоминания в одной группе более интенсивным, чем в другой, и в какую сторону этот сдвиг происходит. Таким образом, мы проверяли, как изменились показатели запоминания в группах после проведения формирующего эксперимента (различного для каждой из групп).

Качественный анализ

Следует отметить, что на первом этапе работы испытуемые не сразу понимали цель задания.

Карина (5 лет) после просьбы разложить картинки по группам, стала выкладывать все карточки (в произвольном порядке) по периметру стола, называя при этом каждую картинку.

Многие дети уделяли внимание расположению карточек на столе – для них важно место группы тех или иных картинок на столе. Часто дети сначала называли изображения на карточках, а потом начинали их раскладывать. Достаточно часто испытуемые спрашивали значение той или иной картинки.

Важно отметить, что практически все дети комментировали свои действия и объясняли их.

Вадик (5 лет 7 мес): «Так, козочка пошла к животным, а вот это – груша, это к съедобным…».

Также отмечено, что дети достаточно часто раскладывали картинки парами (но тоже на определенных местах стола). Непонятные для них картинки отодвигали в сторону, а потом компоновали пары одних рисунков с другими, после этого разбирали непонятные картинки.

Следует сказать, что иногда дети правильно распределяли картинки по группам, но не могли четко назвать эту группу. Часто дети объясняли название группы какой-то ситуацией («Ну с этим ходят драться, на войну берут или с бандитами сражаться» – про оружие Саша 6 лет 1 мес). Достаточно часто название являлось прилагательным – «съедобное, живое»; или с приставкой – «про инструменты». Но вообще, все названия групп были достаточно схожи по содержанию у большинства испытуемых.

Важным фактом является то, что очень мало детей смогли разделить группы диких животных и домашних животных. В основном, испытуемые объединяли их в одну группу – животные, и только после подсказки некоторые дети понимали, что одни животные – дикие, другие – домашние.

Большинство детей достаточно хорошо запоминали группы картинок, но на первом этапе из каждой группы испытуемые вспоминали только по 1–2 картинке и полностью не могли назвать содержание всей группы изображений. Были случаи, когда ребенок запоминал всю группу картинок, но только одну, а все остальные практически не помнил (даже названия групп).

Дошкольники часто нуждались в подсказках – наводящих вопросах, это помогало им успешно справиться с заданием. В основном, каждому ребенку требовалось, в среднем, 3–4 подсказки. (см. таблицу №1)

Таблица №1

Первая подгруппа (1 этап)

Вторая подгруппа (1 этап)

Мальчики

Сложили

Назвали

Вспомнили

Подсказок

Мальчики

Сложили

Назвали

Вспомнили

Подсказок

1

5

5

6

4

1

2

2

0

6

2

5

5

4

5

2

3

2

4

4

3

3

4

6

6

3

4

3

4

3

4

3

3

4

4

4

5

5

5

2

5

5

4

5

4

5

5

5

6

1

6

6

6

6

0

6

6

5

6

1

7

6

5

5

2

7

4

4

5

5

8

5

3

4

4

Среднее

4,75

4,38

5,00

3,63

Среднее

4,14

3,71

4,29

3,14

%

79,17

72,92

83,33

%

69,05

61,90

71,43

Девочки

Девочки

1

4

3

4

5

1

4

4

5

4

2

5

5

6

2

2

5

5

6

1

3

3

3

5

3

3

5

5

5

1

4

0

0

0

10

4

3

2

4

5

5

3

4

5

4

5

4

4

5

4

6

5

5

6

2

6

4

4

6

3

7

6

5

4

2

7

5

5

4

2

8

3

4

5

4

Среднее

3,71

3,57

3,43

4,00

Среднее

4,13

4,13

5,00

3,00

%

61,90

59,52

57,14

%

68,75

68,75

83,33

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Логические методы познания
К логическим методам познания относятся: анализ, синтез, сравнение, аналогия, абстрагирование, обобщение, конкретизация, индукция, дедукция, классификация и др. Логические методы познания особенно необходимы при отыскании решения задач. Рассмотрим, например, следующую задачу: «Определить площадь че ...

Организация и методы исследования: педагогические, функциональные, психологические, статистические
Степень тяжести заболевания больных варьирована от легкой до тяжелой. В работе использованы педагогические, функциональные, психологические, статистические методы. Педагогическое наблюдение проводилось с целью определения двигательных возможностей больного и его зависимости от вспомогательных средс ...

Учебная модель развития критического мышления через чтение и письмо
Развитие критического мышления в ходе обучения математике подразумевает определенную структуру учебных занятий. В технологии РКМЧП она представлена в виде: Представим эту структуру более подробно в виде обобщающей таблицы: Таблица №7 Учебная модель РКМЧП вызов осмысление рефлексия Цели Актуализация ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru