Формы работы социального педагога по сплочению ученического коллектива

Образование и воспитание » Формы работы социального педагога по сплочению ученического коллектива

Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент.

Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения.

Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является

формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.

Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно - эстетических отношений. Поэтому в процессе социально-педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.

Коллектив - контактная группа, характеризующаяся общностью общественно значимых целей ее членов, высоким уровнем организованности, сплоченности, психологической совместимости.

Ученический коллектив - группа учеников, объединения общей целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающиеся сплоченностью, общей ответственностью.

Утверждение ведущей роли коллектива в формировании и становлении личности в советские времена стало одним из главных отличий отечественной системы от зарубежных систем. То, что стратометрическая концепция А.В. Петровского получила всемирную известность в психологической науке так же, как и теория поля Курта Левина, было обусловлено повышенным вниманием советских ученых к феноменологии коллектива.

Динамические характеристики коллектива рассматривались Е.Н. Каменской, А.А. Деркача, А.Н. Сухова, Т.А. Ивановой и В.В. Ивановым. Количественные характеристики малых групп, такие как сплоченность, экспансивность, конформность, ценностно-ориентационное единство, референтность, нашли описание в исследованиях В.С. Агеева, М.И. Еникеева, С.А. Богрецова, Я.Л. Коломинского, В.М. Козубовского, В.А. Семиченко, Н.Н. Обозова и других.

Особенности развития ученических коллективов раскрыты в трудах Е.Н. Каменской, В.А. Чикер, Л.Г. Почебут, Н.И. Шевандрина, И.Н. Фридмана.

Не смотря на богатейший теоретический и эмпирический материал, накопленный в сокровищнице социальной психологии групп, современные руководители всех уровней испытывают определенные затруднения в вопросах сплочения коллектива, устранения конфликтных зон в нем и формирования благоприятного психологического климата.

Анализ социальной и педагогической литературы позволяет выявить противоречие между необходимостью обоснованного применения различных форм работы по сплочению ученического коллектива в учебно-воспитательном процессе и недостаточностью изученности данного вопроса в теории.

Для преодоления возникшего противоречия, была сформулирована проблема исследования: каковы формы работы социального педагога в школе по сплочению ученического коллектива?

Существование объективной проблемы, необходимость ее решения и наличие для этого определенных теоретических предпосылок свидетельствуют об актуальности выбранной темы исследования: "Формы работы социального педагога школы по сплочению ученического коллектива".

Объект исследования: система работы социального педагога школы по сплочению ученического коллектива.

Предмет исследования: формы работы социального педагога школы по сплочению ученического коллектива

Цель исследования: выявить формы работы социального педагога школы по сплочению ученического коллектива.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. охарактеризовать ученический коллектив;

2. проанализировать работу социального педагога школы по формированию ученического коллектива;

3. изучить формы работы социального педагога по сплочению ученического коллектива;

4. разработать программу изучения опыта работы социального педагога школы по сплочению ученического коллектива;

5. разработать методические рекомендации, направленные на сплочение ученического коллектива.

Методы исследования:

теоретические: анализ и синтез, сравнение и обобщение;

эмпирические: анализ литературы и документов, опрос, беседа, изучение опыта.

Полезная информация:

Влияние психофизической тренировки на некоторые показатели психического статуса школьников с лёгкой умственной отсталостью
Расширив комплекс психофизической тренировки для детей с лёгкой интеллектуальной недостаточностью, мы провели анализ динамики клинических, психологических и функциональных показателей у них под влиянием этого комплекса. Сравнительная характеристика полученных результатов свидетельствует о различиях ...

Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями
В методических комментариях к своему «Словарику синонимов и анто­нимов» М.Р. Львов отметил: «Если учи­тель и учащиеся имеют возможность постоянно использовать и другие сло­вари - орфографические, толковые, орфоэпические, этимологические, - то лексический фрагмент урока русского языка может стать по ...

Социальное воспитание - это устойчивое развитие человека и общества
Анализ отечественной научно-педагогической литературы показывает, что общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому - его многозначность. Современные исследователи воспитание рассматривают как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как во ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru