Безоценочное обучение

Образование и воспитание » Безоценочное обучение

Словосочетание «безотметочное обучение» в педагогике стало очень популярным. Министерство образования РФ, стремясь к организации здоровьесберегающего образования, рекомендовало такое обучение для всей - в том числе и традиционной - начальной школы. Это должно было бы радовать, но, к сожалению, «безотметочное обучение» на практике вылилось в обучение без отметок в виде привычных двоек-пятерок, но с наклейками, флажками, звездочками и т.п., которые дети и родители все равно переводят в привычные для них цифры. На основании таких отметок формируется внешняя оценка ребенка и его внутренняя самооценка: «молодец» он или «двоечник». Никакой содержательной информации о продвижении ребенка в учебном материале эта система не дает. Все попытки выстроить «работу над ошибками» под руководством взрослого ожидаемого эффекта не дают. Вместе с тем, отметкой формируется что-то большее - внешняя и внутренняя оценка ребенка, его самоценность.

Оценивание - это демонстрация ценностей, принятых в том или ином сообществе.

Отметка может разделить людей на «умных» и «глупых», «трудолюбивых» и «ленивых». И все.

Для школы РО такие акценты контрпродуктивны, поэтому наиболее адекватной системой реализации образовательных ценностей, среди которых особое значение придается формированию учебной самостоятельности (не исполнительности!), является безотметочное оценивание, которое предполагает:

первоочередное право ребенка на оценку собственной работы;

наличие понятных учащемуся критериев, по которым он осуществляет действие оценки;

специальную педагогическую работу, начатую с первых же дней обучения ребенка в школе и направленную на формирование у него умения оценить без помощи взрослого стоящую перед ним задачу (в плане определения возможностей и способов ее решения) и результаты выполнения своей работы.

Такой подход позволяет ребенку активно включиться в процесс обучения, сознательно относиться к его результатам, что, в свою очередь, дает ему возможность определять собственные образовательные интересы и дефициты и ставить образовательные задачи. Поэтому правильная организация системы безотметочного оценивания не только не вредит обучению ребенка, но и решает задачи его личностного развития.

Полезная информация:

Диагностика наличия основных показателей к переходу в среднюю школу у воспитанников учреждения интернатного типа
В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста детского дома-лицея им. Х.М. Совмена (8 человек). В этом детском доме дети живут в группах по 8 человек, и мы работали с детьми одной группой. Мы выделили следующие критерии готовности к переходу в среднюю школу: наличие учебно-позна ...

Проблемы физического развития ребенка в системе дошкольного образования
Для всех возрастных периодов характерна повышенная потребность детей в двигательной активности. Активная мышечная деятельность является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма. Овладеть законами физического развития, использовать их для физического ...

Элементы модульной технологии при обучении математике учащихся 6-го класса
Общий комментарий к проводимому эксперименту Исходные условия экспериментального внедрения элементов модульной технологии в 6-ом классе СШ № 3 г. Добруша Экспериментальная часть. Экспериментальную часть я разделила на 3 этапа: Первый – диагностирующий. Второй – контролирующий. Третий – итоговый. Ди ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru