Безоценочное обучение

Образование и воспитание » Безоценочное обучение

Словосочетание «безотметочное обучение» в педагогике стало очень популярным. Министерство образования РФ, стремясь к организации здоровьесберегающего образования, рекомендовало такое обучение для всей - в том числе и традиционной - начальной школы. Это должно было бы радовать, но, к сожалению, «безотметочное обучение» на практике вылилось в обучение без отметок в виде привычных двоек-пятерок, но с наклейками, флажками, звездочками и т.п., которые дети и родители все равно переводят в привычные для них цифры. На основании таких отметок формируется внешняя оценка ребенка и его внутренняя самооценка: «молодец» он или «двоечник». Никакой содержательной информации о продвижении ребенка в учебном материале эта система не дает. Все попытки выстроить «работу над ошибками» под руководством взрослого ожидаемого эффекта не дают. Вместе с тем, отметкой формируется что-то большее - внешняя и внутренняя оценка ребенка, его самоценность.

Оценивание - это демонстрация ценностей, принятых в том или ином сообществе.

Отметка может разделить людей на «умных» и «глупых», «трудолюбивых» и «ленивых». И все.

Для школы РО такие акценты контрпродуктивны, поэтому наиболее адекватной системой реализации образовательных ценностей, среди которых особое значение придается формированию учебной самостоятельности (не исполнительности!), является безотметочное оценивание, которое предполагает:

первоочередное право ребенка на оценку собственной работы;

наличие понятных учащемуся критериев, по которым он осуществляет действие оценки;

специальную педагогическую работу, начатую с первых же дней обучения ребенка в школе и направленную на формирование у него умения оценить без помощи взрослого стоящую перед ним задачу (в плане определения возможностей и способов ее решения) и результаты выполнения своей работы.

Такой подход позволяет ребенку активно включиться в процесс обучения, сознательно относиться к его результатам, что, в свою очередь, дает ему возможность определять собственные образовательные интересы и дефициты и ставить образовательные задачи. Поэтому правильная организация системы безотметочного оценивания не только не вредит обучению ребенка, но и решает задачи его личностного развития.

Полезная информация:

Руководство дидактическими играми в разных возрастных группах
Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. Дидактические игры весьма сложны для руководства. Включая игру в педагогический ...

Понятие и функции рефлексии. Основные подходы
Анализ проблемы рефлексии восходит к работам Локка и Лейбница, которые трактуют рефлексию как «сознание сознания», или самопознание, как «поворот духа к «я»». В настоящее время, несмотря на последующую длительную историю исследования рефлексивных процессов, существующие значения понятия рефлексии в ...

Использование ИКТ-технологий в процессе воспитания организованности младших школьников
Информационные и коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью образования в настоящий момент. В педагогической литературе приводятся различные определения понятия "информационная технология". Рассмотрим некоторые из них: Информационная технология – это "процесс, связанный с ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru