Социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения у младших школьников

Образование и воспитание » Социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения у младших школьников

Проблема воспитания агрессивных детей является одной из центральных социально – педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей.

Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, — это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.

В последние годы учителя начальных классов отмечают тенденцию к увеличению уровня агрессивности детей: они более шумные, крикливые, неусидчивые, «моторные», быстрее и легче вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. Из бесед с родителями также можно заключить, что дети теперь стали агрессивнее, чем раньше. С ними трудно справиться, они часто бывают жестоки. В стремлении достичь своей цели они манипулируют родителями. В газетах стали чаще сообщать об агрессивных «выходках» детей школьного возраста по отношению и к своим сверстникам, и к людям «старшего возраста». Вряд ли можно представить, что кого-то обошла стороной детская и подростковая агрессивность, что кто-то ни разу прямо или косвенно не сталкивался с жестокостью детей в семье, школе, в каком-либо коллективе, группе подростков.

Проблема детской агрессивности далеко не нова и очень трудно определить, кто и когда впервые начал работать над данной проблемой. Проблемами агрессии и агрессивности занимались многие ученые, среди них отечественные исследователи: Фурманов И. А., Волкова Е. М., Степанов С.С., Выготский Л.С., Рубинштейн С.Я., Гальперин П.Я. и др., а также зарубежные: З. Фрейд, А. Адлер, Дж. Доллард, К. Лоренц, А. Басс и др. Однако, к одному знаменателю ученые не пришли, так как проблема агрессивности многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

Агрессия - целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.

Агрессивное Поведение - (франц. agressif — вызывающий, воинственный, от лат. aggredior — нападаю), действия, имеющие целью причинение морального ли физич. ущерба другим.

Агрессивность (лат. aggressio - нападение) – качество личности в виде склонности к агрессии, враждебности, доминирование в ней разрушительного начала, проявляющегося в том числе стойким, сверхценным убеждением в том, что насилие суть наиболее эффективное средство достижения успеха в воспринимаемой как таящей угрозу социальной среде, отчего агрессия сознательно или бессознательно предпочитается иным, партнёрским моделям поведения, дружбе, сотрудничеству, кооперации, взаимопомощи.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что число агрессивных детей в младшем школьном возрасте значительно возрастает с каждым днем, а также, именно этот возраст наиболее благоприятен для коррекции агрессивного поведения. Цель: определение социально – педагогических мероприятий по коррекции агрессивного поведения у младших школьников.

Предмет: особенности работы социального педагога по коррекции агрессивного поведения у младших школьников.

Объект: агрессивное поведение младших школьников.

Задачи исследования:

1) Проанализировать понятия «агрессия», «агрессивное поведение», «агрессивность»;

2) Определить специфику деятельности социального педагога в образовательном учреждении;

3) Выявить причины и факторы детской агрессивности;

4) Описать психолого–педагогический портрет агрессивного ребенка;

5) Разработать коррекционно–развивающую программу по снижению агрессивного поведения у младших школьников.

Связь с темой кафедры: исследование проблемы «Социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения у младших школьников», связано с темой «Социализация личности на всех этапах возрастного развития (в учебных заведениях различных типов)», разрабатываемой на кафедре социальной и коррекционной педагогике Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы».

Методология исследования: методы диагностического исследования (наблюдение, беседа, анкетирование) метод эксперимента, проведение опытно-экспериментальной работы, проективные методики.

Практическая значимость проекта: разработанную программу по снижению агрессивного поведения у младших школьников и рекомендации по работе с ними могут использовать в своей коррекционной работе с детьми социальные педагоги, психологи и классные руководители в образовательных учреждениях.

Новизна исследования: в проекте описаны и проанализированы индивидуально – типологические черты агрессивных детей, проанализированы причины и факторы детской агрессивности.

Полезная информация:

Содержание работы социального педагога в учреждениях начального профессионального образования
Основные должностные обязанности социального педагога в учреждении НПО очерчены широким кругом проблем. Социальный педагог организует воспитательную работу группе, общежитии, на курсе, потоке, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к ок ...

Формы организации и условия проведения дидактической игры
Организовать и провести дидактическую игру – задача довольно сложная для педагога. Можно выделить следующие основные условия проведения дидактической игры: 1. Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр. 2. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес ...

Особенности влияния подростковой субкультуры на социализацию личности подростка
В современном обществе существует большое многообразие субкультур, однако само понятие находит наиболее частое применение в исследованиях подростковых субкультур, которые часто рассматриваются как девиантные, развивающиеся на основе своебразных стилей в одежде и музыке, которые отличают их от прочи ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru