Социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения у младших школьников

Образование и воспитание » Социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения у младших школьников

Проблема воспитания агрессивных детей является одной из центральных социально – педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей.

Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, — это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.

В последние годы учителя начальных классов отмечают тенденцию к увеличению уровня агрессивности детей: они более шумные, крикливые, неусидчивые, «моторные», быстрее и легче вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. Из бесед с родителями также можно заключить, что дети теперь стали агрессивнее, чем раньше. С ними трудно справиться, они часто бывают жестоки. В стремлении достичь своей цели они манипулируют родителями. В газетах стали чаще сообщать об агрессивных «выходках» детей школьного возраста по отношению и к своим сверстникам, и к людям «старшего возраста». Вряд ли можно представить, что кого-то обошла стороной детская и подростковая агрессивность, что кто-то ни разу прямо или косвенно не сталкивался с жестокостью детей в семье, школе, в каком-либо коллективе, группе подростков.

Проблема детской агрессивности далеко не нова и очень трудно определить, кто и когда впервые начал работать над данной проблемой. Проблемами агрессии и агрессивности занимались многие ученые, среди них отечественные исследователи: Фурманов И. А., Волкова Е. М., Степанов С.С., Выготский Л.С., Рубинштейн С.Я., Гальперин П.Я. и др., а также зарубежные: З. Фрейд, А. Адлер, Дж. Доллард, К. Лоренц, А. Басс и др. Однако, к одному знаменателю ученые не пришли, так как проблема агрессивности многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

Агрессия - целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.

Агрессивное Поведение - (франц. agressif — вызывающий, воинственный, от лат. aggredior — нападаю), действия, имеющие целью причинение морального ли физич. ущерба другим.

Агрессивность (лат. aggressio - нападение) – качество личности в виде склонности к агрессии, враждебности, доминирование в ней разрушительного начала, проявляющегося в том числе стойким, сверхценным убеждением в том, что насилие суть наиболее эффективное средство достижения успеха в воспринимаемой как таящей угрозу социальной среде, отчего агрессия сознательно или бессознательно предпочитается иным, партнёрским моделям поведения, дружбе, сотрудничеству, кооперации, взаимопомощи.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что число агрессивных детей в младшем школьном возрасте значительно возрастает с каждым днем, а также, именно этот возраст наиболее благоприятен для коррекции агрессивного поведения. Цель: определение социально – педагогических мероприятий по коррекции агрессивного поведения у младших школьников.

Предмет: особенности работы социального педагога по коррекции агрессивного поведения у младших школьников.

Объект: агрессивное поведение младших школьников.

Задачи исследования:

1) Проанализировать понятия «агрессия», «агрессивное поведение», «агрессивность»;

2) Определить специфику деятельности социального педагога в образовательном учреждении;

3) Выявить причины и факторы детской агрессивности;

4) Описать психолого–педагогический портрет агрессивного ребенка;

5) Разработать коррекционно–развивающую программу по снижению агрессивного поведения у младших школьников.

Связь с темой кафедры: исследование проблемы «Социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения у младших школьников», связано с темой «Социализация личности на всех этапах возрастного развития (в учебных заведениях различных типов)», разрабатываемой на кафедре социальной и коррекционной педагогике Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы».

Методология исследования: методы диагностического исследования (наблюдение, беседа, анкетирование) метод эксперимента, проведение опытно-экспериментальной работы, проективные методики.

Практическая значимость проекта: разработанную программу по снижению агрессивного поведения у младших школьников и рекомендации по работе с ними могут использовать в своей коррекционной работе с детьми социальные педагоги, психологи и классные руководители в образовательных учреждениях.

Новизна исследования: в проекте описаны и проанализированы индивидуально – типологические черты агрессивных детей, проанализированы причины и факторы детской агрессивности.

Полезная информация:

Выбор методов обучения
Выбор методов обучения не может быть произвольным. Лишь на первый взгляд, и то неспециалисту, может показаться, что учитель выбирает методы, какие ему заблагорассудится. На самом деле он очень стеснен в определении путей достижения цели. Объективные и субъективные причины, имеющиеся возможности, сл ...

Двигательный режим детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГТ
Анализ официальных документов, теоретических источников по данной теме показывает, что современный выпускник дошкольного образовательного учреждения должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, высоким уровнем физической подготовленности, умением сохранять правильную осанку, пот ...

Глина - основной материал для обучения детей лепке в детском саду
Человек с древних времен знает, что глины можно лепить, и с давних времен люди занимались гончарным делом. Глина вошла в быт человека, из нее готовят посуду, глиняными, обожженными плитками покрывают крыши, стены и полы в домах. Глина - землистая масса, которая при смешивании с водой превращается в ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru